Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
 
Главная arrow БЖД arrow Безопасность жизнедеятельности - Запорожец ОИ
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

1.6. Культура суспільства та її захисна функція

В словосочетании \"культура безопасности жизнедеятельности\" закреплено три признака явления: родовой (часть культуры), деятельностный (в первую очередь работа человеческого сознания) и видовой (имеет отношение к безо безопасности человека и общества) Культура безопасной жизнедеятельности, как категория, кроме того, содержит ряд дополнительных компонентов, среди которых и мотивация, и опыт самосовершенствования личности, и готовнис во ее к безопасной жизнедеятельности Носителем культуры безопасности является человек, творческая, умственная деятельность которой превращается в ценности, нормы, знания, поведение, отношение к другим людям и среды су Ання Она отражается в использовании методов, способов и приемов бытовой и профессиональной поведения, которая минимизирует определенные риски и угрозы Безопасность человека - это состояние ее полного физического, социального т а духовного благосостояния, который определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природное, антропогенное, техногенное, социальная среда) факторами Знания и опыт достижения личной безопасности, проходя через разум и психику людей, способствуют привитию им необходимых для этого регуляторов поведения, которые являются гарантом безопасности социума одним из наиболее эффективных их, если не единственно возможным путем реализации указанного является формирование у людей соответствующей культуры Последняя и характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей во всех сферах суспильног в жизни Основные функции культуры представлены на рис 1и подано на рис. 1.7.

Рис 17 Структура функций культуры

Понятие \"общество\" и \"культура\" диалектически неразрывно связаны Общество в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически к конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений и институтов как способов и средств воздействия на человека Культуру и общество можно рассматривать как синонимы в случае, если понимать под культурой совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате деятельности Если рассматривать культуру с точки зрения содержания, то она распадается на различные области и сферы: характер и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановку воспитания, экономику, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, науку, технику, искусство, религию - все формы проявления духа соответствующего народа Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития ее истории В этом смысле речь идет о примитивной и высокой культуры Вырождение культуры создает или безкульт урья, или \"рафинированную культуру або "рафіновану культуру".

Вообще понятие \"культура\" используется в разных ипостасях - это и культура растений, и производства, археологические культуры и т.д. Что касается культуры общества, то под ней обычно понимают совокупность пнисть достижений человечества в духовной сфере В гуманитарных исследованиях термин \"культура\" чаще всего отражает вполне определенное во времени и пространстве общество, которое четко отличается этническим составом, уровнем развития технологии, своеобразием хозяйственного и общественной жизни Например, скифская культура, культура викингов и т.д. Наряду с этим понятие \"культура\" означает совокупность материальных и дух овних ценностей, менталитета исторически конкретного общества Например, первобытная культура, культура средневековья Сейчас существует более 500 определений культуры існує понад 500 визначень культури:

- в описательных определениях культура рассматривается как совокупность всех видов деятельности людей, их обычаев и верований;

- в регулятивных она подается как регулятор жизни с помощью обычаев, права;

- в экономических-как способ приспособления к природной среде и экономических потребностей общества

Но, несмотря на разнообразие мнений, в каждой из них есть важнейшая характеристика культуры, а именно: она всегда связана с определенной деятельностью людей Вне человека культуры не существует Это ее важную властивис во было заложено уже с давних времен, когда слово \"культура\" означало обработку почвы, его культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественным и причинами Таким образом, понятие \"культура\" отражает внеприродного явление, созданное творческим, умственным трудом человекрозумовою працею людини.

Культура воплощается в содержании, средствах и продуктах труда, направленных на преобразование материального мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений Она содержит материальные результаты деятельности людей, а тако ож реализованы в нее компетенции, знания, умения и навыки человека, уровень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, мировоззрения, способы и формы общения Культуру можно займу онуваты как процесс накопления мудрости и как определяющий фактор прогресса экономики и общества Но если посмотреть на нее в более широком плане, а именно как на творческий аспект духовной жизни суспильс тва, то культура - это непосредственная реализация человеческой свободы, создает новые символы - ценности, образцы человеческого поведения, производства и отношений Поэтому каждое достижение культуры возвышает человека, н еповторну по своей значимости и свидетельствует о новых человеческие возможности Таким образом, чем разнообразнее становятся человеческие отношения, тем более разноплановой становится и культура Деятельность - разносторонняя, свободная а Активность человека, имеющего определенный результат Понять сущность культуры можно лишь через деятельность личностей и народов Благодаря деятельности люди создали, например, общество как своеобразный союз а потому цивилизацию, приучает человека к плановым, упорядоченных совместных действий с подобными себе Любой - человеческая деятельность, это, в первую очередь, работа его сознания, а сознание, мысль - это и средство ша ьтурнои творчества, и культурное явление одновременно есть, культуру можно представить как продукт открытой, незавершенной человеческой природы Культура стремительно меняет окружающую среду, общество, быт л иудей, причем это делается для удовлетворения потребностей человека Поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустройства, неиссякаемый источник общественных нововведений Деятельность является связующим звеном между культурой как тв оринням человека и природой Она гораздо шире, чем то, что определена инстинктами Итак, культура является актом преодоления природы, выхода за пределы инстинкта, сотворение того, что может надбудуватися над природой В процессе эволюции получилось так, что у человека в его приспособлении к природе, выживание в ней инстинкт перестал играть решающую роль Разум, воля и чувства человека обуславливают такую ??активность, результаты том ее деятельности является культура И все же же не всякая человеческая деятельность ведет к созданию культуры, а лишь определенный ее ризновыпевний її різновид.

Созданное человеком жизненную среду оказывало влияние на нее саму и ее ум Итак, культура отражает степень \"очеловечивания\" природы и меру саморазвития человека, она не может существовать вне человека Как социальное е явление, противостоящее внешний по отношению к человеку природе, культура возникла именно из-за необходимости ее выживания, то есть культуре изначально присуща \"защитная\" функция Овладение и передача культ ури от одного поколения к другому осуществляется в процессе обучения и воспитанияі навчання та виховання.

По своему происхождению культура не может быть вне природы Она, прежде всего, природный феномен хотя бы потому, что ее создает человек - биологическое образование Хотя, без природы не было бы и культуры, поскольку и человек, живущий в природном окружении, создает свой искусственный мир, используя ресурсы природы В этом творении она раскрывает собственный природный потенциал Однако, если бы человек не переступил пределов при рода, она бы осталась без культуры совокупностью сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений является социум В широком смысле - это совокупность исторически сложившихся форм спи ной деятельности людей, а в узком-исторически конкретный тип социальной системы Существуют различные точки зрения на проблему взаимоотношений общества и культуры, гдери, де:

o культура рассматривается как продукт деятельности общества, а оно является субъектом этой деятельности;

o культуру определяют как функцию общества;

o общественные отношения являются критерием развития человека, его культуры, а содержание культуры определяется развитием самого человека как общественного субъекта деятельности

Культуру и общество не следует соотносить как часть и целое, они взаимно проникают друг в одно В обществе, как целостной системе, существуют различные подсистемы, социально - исторические общности разно ого типа, с которыми связано развитие собственно социальной структуры Культура имеет особое значение, отличное от социального Уровень социальной организации может быть одинаковым у разных народов, но их традиции, обычаи, искусство - различными Национальным менталитетом культуры называют такие глубинные структуры, что на протяжении длительного времени определяют ее этническую или национальное своеобразие Как правило, рис и, характеризующие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и других культуро-образующих факторов, отличаются значительной Стабильно истю и не меняются на протяжении веков Ментальность - это мировоззрение в категориях и формах родного языка, соединяющие интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях Ментальность - тот незримый минимум духовного единения людей, без которого невозможна организация любого общества Ментальность народа актуализируется в наиболее важных культурных концептах языка Билл ьш того, менталитет национальной культуры, даже эволюционируя в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным А это позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - в ид зарождения до расцвета Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы Поэтому культуру можно определить как социальное бытие чел ини, а общество - как среда функционирования культурння культури.

Личность не может сформироваться вне социума Чем больше культурно-исторического опыта приобрела человек и использует его в своей деятельности, тем она более значима как личность Культура дает человек ни возможность осознать себя как личность, овладеть приемлемыми моделями поведения В качестве важнейших мировоззренческих и поведенческих аспектов, которые формируются под влиянием культуры, следует отметить осознания себя и мира, общения и язык, одежду и внешность, культуру питания, физическую и репродуктивную культуру, ценности и нормы, веру и убеждения, мыслительные процессы и обучение, отношение к робототи.

Культуру можно рассматривать как способ социальной жизни, объединяющий все виды человеческой деятельности Она создает своеобразную систему влияния общества на человека, а именно: отношений и институтов, то есть способ лий и средств социальной регуляции бытия людей К важнейшим элементам культуры, выполняющих эту функцию, относятся нормы, совокупность которых составляет нормативную систему культуры Одни нормы и правила в бмежени частной жизнью, другие - общественным Нормы, регулирующие общественную жизнь более значимые и строгие, чем нормы и правила, касающиеся личной жизни На соблюдение культурных норм направлен огромный механизм социального контроля, содержит и культурные явления Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему следует стремиться, но и выступают в форме дозв ола или запрета В обществе культурные нормы выполняют очень важные функцииункції:

o являются обязательными и указывают мере необходимости человеческих поступков;

o служат ожиданиями относительно будущего поступка;

o контролируют поведение, отклоняющееся от нормы;

o служат образцами, эталонами поведения Можно выделить несколько типов культурных норм:

- по сфере применения - в малой или большой социальной группе, где в соответствии отделяют также два типа: групповые привычки - то есть нормы, возникающих и существующих в культуре малых групп, и общие прав вилы - нормы, распространены в больших группах или обществе в целом

- институциональные нормы, выполняющие функцию разрешения или запрета, зафиксированы в каких-либо официальных документах (законах, декретах, постановлениях, церкви и т п) Эти нормы играют важную роль в поддержании эти общественного порядка и стабильности обществава;

- статистические, что складываются стихийно в виде массового обычая, в поступках и оценках поведения людей Такие нормы условно называют этнографическими, так как механизм их составления аналогичный механизмы зму формирования этнографических традиций Неофициальный характер этих норм отнюдь не предполагает либерального отношения к нарушителю, который может подвергаться достаточно жестокого наказанияя;

- конвенциональные - то есть рожденные в процессе общественного договора, но не имеют силу закона Примером подобных норм могут служить нормы соседской поведения, нормы дружеского общения в коллективе т.д.;

- эталонные - нормы, специально созданные как образцы для подражания

Современная типология культурных норм содержит знания, традиции, обычаи, привычки, табу, законы, моду, вкус, интересы, верования и т.д. Ключевым звеном нормативной системы является мораль Все элементы нормативной ша льтура общества должны быть согласованы Нарушение равновесия в нормативной системе культуры может быть разнообразным Одной из форм его проявления является аномия Человек не рождается личностью, а становится ею Р озгорнуту концептуальную модель безопасности личности представлены на рис 1рис. 1.8.

Становление человека как личности - это процесс ее вхождения в культуру общества Этот процесс обусловлен усвоением сложного комплекса социальных и культурных норм, ценностей и традиций, принятых в обществе Культура является системой взаимодействий отдельного человека, представляет собой определенный баланс личностного и индивидуального с одной стороны, и обусловленного человеческим родом, обществом - с другой бок в Культура общества задает необходимые критерии формирования личности и поддерживает их в процессе жизнедеятельности Личность влияет на культуру общества и превращает ее творчески интерпретируя, развил ае и изменюінює.

Рис 18 Развернутая концептуальная модель безопасности личности

Процесс приобщения индивида к культуре называется социализации В культурологии часто используются альтернативные данному понятию термины, такие как \"культурализация\" \"и\" инкультурация \"Общим в опред обозначении данных явлений является то, что эти процессы, источником которых выступает акт влияния окружающего мира на субъективность человека В последнее время большинство ученых склоняется к тому, что социализация и инкультура ция независимы характеристиками единого процесса вхождения индивида к социокультурной среды данного общества Культурологический анализ процессов взаимодействия культуры и личности выделяет несколько уровней этого процесса кілька рівнів цього процесу:

o социализация, под которой понимают введение индивида в общее знание об окружающем мире и привлечение к общественной практической деятельности (конечным продуктом процесса социализации является личность);

o инкультурация - процесс введения индивида в систему нормативно-ценностных установок конкретной культуры, становления воспитанного человека или человека - интеллигента;

o адаптация - процесс физического, психофизического и социального приспособления к окружающей среде, например, профессионального

Эти социокультурные процессы реализуются в обществе через социальные институты, которые можно определить как способы и механизмы внедрения в сознание человека определенных установок и норм поведения в общественное ьства К социальным институтам относят собственность, государство, семью, производственные ячейки, общество, науку, СМИ, системы образования и здравоохранения, политические партии, церковь, армию и т.д. Под культурой в рганизации (корпоративной) понимают сочетание общих, отношений и признанных поведенческих образцов ее участниками, предоставляющих организации специфический характер Культура организации по своей су ттю двойная - с одной стороны, это нечто устойчивое, сложившееся в течение нескольких лет или даже десятилетий (в зависимости от времени существования самой организации), а с другой - часто представляет отпечатки по смотрел определенного лица или группы лиц, которые имеют значительное влияние в организации, будучи в большей степени ситуативным, чем стабильным состоянием Корпоративная культура - это атмосфера или социальный климат в организ ции Специалисты отделяют три взаимосвязанных уровня корпоративной культуры: поверхностный, содержательный и глубокий Поверхностный уровень - наблюдаемое поведение: манера поведения, речь, правила, фирм ове знаки, одежда (спецодежда), интерьер и другие внешние признаки Содержательный уровень характеризует осознание целей, формирование ценностей и отношений Содержательный уровень отражает осознанность профессиональной по поведения Глубинный уровень корпоративной культуры - высокий уровень, когда ценности воспринимаются на подсознательном уровне (автоматически), как личные ценности цінності.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет целенаправленное передачи культурных норм и правил достойного поведения от старшего поколения к младшему Главным институтом первичной с социализации является семья Школа, которая предоставляет детям систематическое образование, готовит к трудовой жизни и участия в политической и культурной жизни общества, является главным агентом вторичной социализации Каждый человек - это единство индивидуального и социального Каждый раз, переходя на новый цикл своей жизни, связанный с изменением социальных ролей (студенчество, бракосочетания и т.д.), человек проходит процесс переобучения Таймер учения от старых ценностей, норм, правил поведения называется десоциализацию Следующий за ней этап обучения новым ценностям и нормам - ресоциализацией В процессе межкультурной коммуникации с ре-социал изация связаны процессы аккультурации и ассимиляции Полную ресоциализацию называют также культурным обновлением В этом случае, в отличие от аккультурации, происходит полное освобождение человека от с тарих культурных норрних норм.

Суть следующей компоненты понятия \"культура безопасности жизнедеятельности\", а именно - \"безопасности\", был рассмотрен ранее Следует только добавить, что безопасность имеет многосторонний характер Она обусловлена ??различными факт торами - объективными и субъективными, со-циопсихологичнимы и культурными, политическими и законодательными, природными и техническими, макро-и микроэкономических, взаимно остаются в неразрывной с связку рис 1ривному зв'язку рис. 1.9.

Известно, что уровень безопасности жизни и деятельности человека определяется рядом внешних и внутренних условий К внешним факторам относятся:

- социальные условия жизни человека, обусловливающих степень ее обеспеченности в здравоохранении, культуре, защищенности детства, старости, нетрудоспособности и др.;

- экологические условия, определяющие уровень защищенности человека от воздействия неблагоприятных экологических факторов на здоровье и перспективах дальнейшей жизни;

- правовые условия, определяющие уровень защищенности прав, свобод и обязанностей человека и государства;

- материально-экономические условия, обусловливающие степень защищенности человека от нищеты, удовлетворения нормальных потребностей в пище, одежде, жилье и др.;

Рис 19 Факторы, влияющие на культуру безопасной жизнедеятельности личности

- уровень образованности, готовность человека к безопасному образу жизни и деятельности

К внутренним факторам могут быть отнесены собственные личные качества человека - генетические, в том числе психологические и социально обусловлены, способствующих или повышению данного уровня безопасности, или его сни иженню Задача безопасности возникают ежедневно перед каждым человеком, поскольку, приступая к самостоятельной деятельности, она должна знать и рассчитывать возможные последствия своих действий, превращающих жизненное августа едовище, четко представляя все процессы в системах с сообществами всех уровней Вступая в творческой (или разрушительной) жизнедеятельности, индивиду следует научиться рассматривать себя как субъекта безопасности Знание каждой одного человека, необходимые в настоящее время для обеспечения безопасности, должны базироваться нана:

- четких представлениях о процессах, происходящих в сложных системах, которые содержат большое количество природных, социальных и техногенных компонентов;

- на осознании личной ответственности за результаты своей жизнедеятельности

Если понимать культуру как определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, то культура безопасности - это соответствующий уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, Предупр ния и уменьшения вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) ей лично и обществу в целом Объединение понятий \"культура\" и \"безопасность\" впервые было осуществлено Международн им агентством по атомной энергии в 1986 г. при анализе причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС Признано, что отсутствие культуры безопасности стало одной из основных причин этой катастрофы Кроме того, указано, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирования является одним из фундаментальных принципов управления объектами повышенной опасности и и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике В настоящее время сложилось понимание того, что такая категория должна быть применена не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку отдельно и общества в целом Поскольку носителем культуры безопасности является личность, умственная деятельность которой превращаются в ценности, нормы, знания и веру, в его поведении, что исключает г енерування опасностей, бережное отношение к другим людям и среде обитанияей та середовища існування.

От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей определяющей мере зависит эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, зн занижению индивидуальных, корпоративных, государственных и глобальных рисков (рис1100).

В жизненной среде только овладение человеком основными ценностями культуры безопасности и их безусловное соблюдение может гарантировать ей безопасное существование Различные модели системы с объектами безопасности (осо оба, семья, группа) в неявном виде присутствуют при изучении безопасности поведения личности и группы Модели систем с центральным объектом безопасности в виде профессиональных корпораций используются для вы решения задач безопасности профессиональной деятельности Проблемы безопасности объектов следующих уровней отдельными людьми и общинами непосредственно не решаются, однако, при рассмотрении всех задач низших уровней (лица стих, групповых, профессиональных) их необходимо знать и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности выработанными обществом мерами опасностейеки.

Рис 110 Составляющие ценности культуры безопасности

Значительное место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие как уровень общей культуры общества, благосостояния, обслуживание, бытовые условия, обычаи, поведенческие преимущества, моральная и эмоциональная характеристики Особое значение для ее безопасности имеет социально-политическая среда, со своими угрозами социальной безопасности личности, такими, как: лишение жизни, здоровья, дееспособности; насилие июня эз навязывание чужого мировоззрения и разрушения сложившегося; манипулирования сознанием и поведением; моральное развращение и физическое растление, ограничения или лишения общечеловеческих прав и свобод; насильственное подчинение преступным целям и группировкам, использование человека как средства обогащения и тд Общество не может существовать без создания необходимых для жизнедеятельности его членов матер ных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей Не случайно объектом безопасности социума является его материальные и духовные ценности В связи с этим, опасностями и угрозами обществу можно также считать посягательство на его экономические (базисные) основы, на социальное положение граждан; подавление свободы, пренебрежение правами, социальные конфликты тощ тощо.

Другой формой опасностей являются процессы, связанные с духовно-нравственной (культурной) безопасностью общества Очевидна наличие разнообразных по своему характеру видов социальных опасностей, причем все они, так ч или иначе, связаны со структурой основных сфер деятельности человека А именно: технологические и технические - с экономической сферой; антропологические и этнологические - с социальной; духовные и информационные - с ду ная и тп Вместе с тем существуют и комплексные виды: социально-экономические, природно-технологические, военно-технические и военно-технологические, социально-политические и др. Обеспечение безопасности от этих общ раз относится к приоритетным задачам системы безопасности государствржави.

Субъектами безопасности личности является государство с соответствующими институтами (органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами власти субъектов Украины и местного самоуправления, государственными учреждений вами, ведомствами и т.д.), общественными (политическими партиями и объединениями, общественными организациями и др.), семьей, гражданами При этом следует помнить, что все действия указанных субъекте в по обеспечению безопасности должны осуществляться в строгом соответствии с законами, при соблюдении баланса интересов личности, общества и государства, на основе их взаимной ответственности за обеспечен ния опасностейки.

Общественные науки - история, психология, социология, культурология, философия разработали ряд законов, касающихся духовно-нравственного развития общества в целом и его индивидов частности В специальных ьных работах описаны явления культуры, ведущие к социальным катастрофам, они сегодня, их нельзя не видеть и не учитывать и, прежде всего, среди законов функционирования духовной сферы общества необходимо учитывать закон приоритетности культуры Ведь если культура снижает свой потенциал, она обслуживает тривиальные инстинкты При этом исчезают высокие мировоззренческие и альтруистические устремления личности, усиливается процесс ее духовного обнищания и ущербности внутреннего мира эрзац-культура ориентируется на заранее заданный усредненный тип мышления \"средне статистической\" человека не без пека такой \"культуры\" заключается в ее постоянном стремлении подавить самобытное, приучить людей к конформистских, т.е. приспособленческим установок, которые нивелируют безгранично уникальный мир личности Так и явления возникают в жизни общества, когда оно характеризуется насаждением общего лицемерия и рабской психологии Сегодня для весьма значительной части населения культура теряет свой инте лектуального статус, вырождается в развлечения, иллюзорный мир, который позволяет уйти от реальности Подобные ситуации в истории известны, они заканчивались социальными катастрофами Закон о равновесии Духовны х и материальных ценностей утверждает, что нельзя допустить ситуации, когда люди фактически будут мутантуваты в развитии, культивируя только материально-потребительские интерес матеріально-споживчі інтереси.

Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменила постановку проблем безопасности До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были такими, что их можно условно разделить на две категории Средний уровень безопасности населения страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами государства Индивидуальный уровень безопасности зависел от ос Язык сайта: Личный поведения в повседневной жизни Для индивида государство отождествляла безопасность (сегодня ее называют национальной) общества, которая становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды войн за выживание Цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность в критических условиях войн Иначе с пильнота, а вместе с ней и большинство ее членов, гиблигинули.

Современная жизнедеятельность людей во всех проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживания человека как биологического вида Комплекс проблем безопасности расширился стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрерывной угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности Фактически, угроза катастрофы в глобальном в масштабе стала постоянной Поэтому в дальнейшем действия каждой личности и жизнедеятельность человеческих сообществ любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности Для этого нужно повсеместно внедрять новые мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, а, в конце концов, и мировое сообщество безопасного типа Безопасная же жи ттедияльнисть - это соблюдение законов безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий воздействия на человека и природу вредных и опасных факторов) В связи с этим, культура безопасности же иттедияльности человека должна рассматриваться как одна из характеристик цивилизованности общества Основой культуры безопасности жизнедеятельности, как известно, есть моральные ценности, превратившиеся на внутренние убеждению членов социума, в которых закреплены как требования к личности, так и безусловные нормы поведения в обществе и природе Культура безопасности жизнедеятельности поли-функциональная Она, во-первых, объект объединяет процессы создания и усвоения ценностей (выполняет аксиологическая функцию) Во-вторых, является системой качеств, которые являются регулятором эффективности применения знаний, умений и навыков безопасного поведения (осу вляет регулятивную функцию) В-третьих, выполняет нормативную функцию Как и в общей культуре, в культуре безопасности жизнедеятельности существуют простейшие представления о том, как действовать в соответствующих ситуа циях, зафиксированы в установленных обществом нормах Нормы путем воспитания и обучения закрепляются в сознании человека и подлежат неукоснительному соблюдению всеми членами общества Существуют также и представление об обычаях, которые определяются культурно-историческими условиями и особенностями общественной среды Таким образом, можно определить понятие \"культура безопасности жизнедеятельности\" как состояние общественно й организации человека, обеспечивает соответствующий уровень ее безопасности при деятельности (где первичная его сознание, что является средством культурного творчествабом культурної творчості).

Понятие \"безопасность жизнедеятельности\" и \"культура безопасности\" отражают взаимосвязанные явления и процессы, в том числе и естественные в первую очередь Культура безопасности как социальное явление представлена ??в идеологии, ре Элигием, науке (содержит знания о безопасности человека и общества), искусстве, мифологии, спорте В то же время, в личностном ее воплощении и безопасность жизнедеятельности, как характеристика человека с его деятельные стью, не является одним и тем же Безопасная жизнедеятельность - это жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов) А культура опасностей и личности включает еще ряд дополнительных компонентов - это и мотивация, и опыт самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельностиезпечної життєдіяльності.

Переход на устойчивый путь развития общества невозможно без учета и, при необходимости, трансформации мировоззрения каждого человека в направлении повышения ее ответственности за будущее следующих по кругу инь Важнейшей составляющей этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которое должно реализовываться с раннего детства и совершенствоваться в течение всей жизни человека Личность с ур ем культуры безопасности жизнедеятельности, необходимым для недопущения гибели человеческого рода, обнаруживает ее, прежде всего, в бережном отношении к себе, при взаимодействии внутри социума не становится субъектом и в Объекта опасности для других; в безопасной взаимодействия с окружающей средуем.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности должна предусматривать взаимосвязано решение следующих задач Прежде всего, воспитание у членов социума мотивации к безопасному поведению в процессе форму ие человека под влиянием социальных, педагогических и других факторов обычно реализуются три основные тенденции При одной - формируется личность, склонная к саморазрушению, в которой не только отс я мотивация к безопасному поведению, но и является противоположная, что проявляется в готовности к созданию опасных ситуаций или неосознанного притяжения к вредным последствиям, к жертвенности, мученичества и тд Такая личность склонна к неоправданному повышенного риска, ведет, как правило, нездоровый образ жизни, сама создает опасные ситуации В противном случае формируется преувеличенное стремление к без безопасности, - полностью контролировать текущие события с целью полностью исключить риск попадания в опасные ситуации Такой человек может быть слишком осторожной и предусмотрительной Крайний выражение данной тенденции выявляется ся в робости, нерешительности Третья тенденция отражается в стремлении обеспечить свою личную безопасность, безопасность окружающих людей Здесь налицо стремление к полноценной жизни, не лишенного элемент ов риска, при этом осознанная постановка целей, реализация которых помогает эффективно предвидеть, предупреждать, преодолевать опасные ситуации Названные три типа мотивации формируются на ранних стадиях решения итку личности Причем, склонность к саморазрушению возникает чаще всего под влиянием примера взрослых (склонных к алкоголизму, неоправданного риска и т.д.) Неуверенный, робкая, излишне предусмотрительный повед инка тех, которые воспитываются также под влиянием робко-тревожных старших, не столько воспитывают стремление к безопасности, сколько запугивают возможными, конечно преувеличенными опасностями Мотивация третьего типа, отражается в стремлении к рациональному преодоления возможных опасностей, которые формируются под воздействием воспитания, основанного на постепенном расширении зон самостоятельности и ответственности молодежи При этом ее не бросают на произвол судьбы, а поддерживают в моменты, когда для преодоления тяжелых и тем более опасных ситуаций собственных усилий оказывается недостаточно Формирование оптимального типа мотивации й к безопасному поведению является фундаментом, на котором в дальнейшем базируется повышения надежности и безопасности взаимодействия человека и окружающей средынього середовища.

Формирование компетенции, системы знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности и убежденности в их истинности осуществляется и в семье, и в образовательных учреждениях всех уровней, но наиболее интенсивно - в общеобразовательной школе и во время освоения дисциплин направлении безопасной жизнедеятельности в вузе Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в виде учебных программ, п идручникив, методических пособий Однако наличие знаний - это лишь первая ступень овладения основами культуры безопасности жизнедеятельности, главное - важность позитивного отношения к ним, убежденность в их ценности и необходимости В объем решаемых высшей школой проблем включены задачи развития потенциальных возможностей студентов, их стремление к знаниям, творческой активности и профессионализма Для ц ього следует понимать понятие личности, ее потребности, в том числе и творческой деятельности, методы исследования творческого потенциала специалиста, предпосылок развития творческой активности личностиості.

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
загрузка...
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы