Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
 
Главная arrow Документоведение arrow Украинский язык профессионального общения - Звездная Мацюк
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

Розділ 2 КУЛЬТУРА УСНОГО ПРОФЕСІЙНОГО МОВЛЕННЯ

§ 1 Основные нормы устной профессиональной речи

Устная речь - это такая форма реализации языка, которая выражается с помощью звуков, представляет собой процесс говорения и является первичной формой существования языка

украинской устная речь стало сегодня средством широких деловых контактов - в трудовом коллективе, на собраниях, совещаниях, конференциях, съездах, а также во время бесед, переговоров с деловыми партнерами т т.д. Эта широта общественных функций становится основой для развития и совершенствования устной литературной речи Недостаточный уровень культуры устной деловой речи может стать причиной значительных экономических потерь Известный экономист Г Карпухин утверждает, что государство на международных переговорах имела значительные, миллионные потери из-за неправильно или неточно составленные заявки, неточности в патентной формуле, языковой безкуль турья деловых людей Сегодня вносят предложения о том, чтобы к характеристике деловых качеств человека добавлять еще и языковую характеристику: умеет или не умеет четко и лаконично выражать свои Гадумки.

Живет устное убедительное речи - важное средство многообразного и разнонаправленного воздействия на слушателя Правильное, нормализованная устная речь может обеспечить скорость взаимопонимания между участниками ком муникативного актту.

В современном мире есть много школ, центров, факультетов и кафедр, занимающихся проблемами риторики, ораторского искусства, деловой коммуникации, искусства вести полемику, дискуссию и т.д. Всемирно отра оми имена Поля сопер, Дейла Карнеги и их последователей, которые формируют риторическую культуру политиков, бизнесменов, юристов, рекламных агентов, учителей, актеров украинским школу искусства публичного мо шкафчик представляют сегодня ученые Г Сагач, Л Мацко, Н Бабич, Н Чибисова и другие Выдающимися украинскими риторами прошлого были Ф Прокопович, Г Конисский, Г Сковорода Профессор риторики Киево-Могилянс ькои академии Ф Прокопович считал риторику \"царицей душ\", \"княгиней искусств\" и указывал на такие ее функции, как социально-организационную (средство агитации), культурно-образовательную, а также получения знаний, с пробуждения чувств, формирование общественного мнения и ирмування громадської думки та ін.

Прагматически-информационное XXI в причисляет риторику к социально активных наук, которые должны обеспечить эффективную передачу информации через канал языка, формировать гуманистически ориентированную языковую личность ь, толерантный языковой климат в обществі1 один неточного, неудачно сказанного слова или хотя бы плохо произнесенного слова иногда достаточно, чтобы испортить все впечатление \"Главная сложность в овладении устной речью,-отмечают авторы современных по осибникив с деловой речи, - заключается в необходимости определить на слух, интуитивно целесообразности или нецелесообразности того или иного слова, оборота, интонации, манеры речи в каждом конкретном случаеипадку"2.

Известное изречение, которое приписывают Сократу, \"Заговоры, чтобы я тебя увидел\" свидетельствует о том, что высокий уровень культуры устной, в частности профессионального, речи является ярким свидетельством высокой общей ша льтура человека Выдающийся украинский педагог В Сухомлинский считал языковую культуру \"животворным корнем культуры умственного, высокой, настоящей интеллектуальности\" Борьба за чистоту устной речи, оп равнисть и культуру высказывания, за обогащение устной речи, за свободное оперирование различными словесно-выразительными средствами, борьба за четкость, выразительность и экономичность делового языка - основное из авдання, которую ставит сегодня высшая школа перед студентом - будущим специалистом в области экономики, банковского дела или любого другого специальность будь-якого іншого фаху.

Непременным условием успеха является соблюдение общих требований, которые определяют уровень культуры устной деловой речи:

1 Ясность, недвусмысленность в формулировке мысли

2 Логичность, смысловая точность, немногословность речи

3 Соответствие между языковыми средствами и обстоятельствами речи

4 соразмерность языковых средств и стиля изложения

5 Разнообразие языковых средств (богатство лексики в активном словарном запасе говорящего)

6 Самобытность, нешаблонность в оценках, сравнениях, сопоставлениях, в построении высказываний

7 Выраженность дикции, соответствие интонации речевой ситуации

Совершенно очевидно, что эти требования должны базироваться на: а) безупречном знании норм литературного языка, прежде всего тех, которые реализуются в устной форме б) чутье языка как способности человека чувствовать принадлежность с слова к определенному стилю, уместность или неуместность его употребления в определенной ситуации Они связаны с: а) эрудицией и мировоззрением человека б) культурой мышления в) степенью овладения техникой речи; г) психологической и коммуникативной культурой говорящегоя.

Следовательно, можно утверждать, что умеет говорить и человек, который выражает свои мысли ясно, выбирает аргументы и языковые средства, наиболее целесообразные, предоставляет им наиболее убедительного оценочного характера

Устное литературное профессиональное речь - это разновидность разговорно-литературной речи, которое близко к письменной Однако существуют специфические элементы и правила, которые проявляются лишь в нем и соблюдение которых х сделает устная речь правильным, выразительным, доступным и понялим.

Важным элементом устной речи является интонация С помощью интонации в текст вносят различные смысловые и эмоциональные оттенки Фраза, сказанное \"переходной интонацией\", кажется неубедительной и ма-лознач чущою Правдивость, естественность интонации обеспечит возможность говорящему не только сказать, но и быть услышать бути почутим.

Интонационная выразительность устной речи предполагает умение использовать различные виды ударения, учитывать темп речи, делать паузы, изменять высоту тона

Ударение - это основной элемент интонации, связанный с выделением состава в слове или слова в предложении, фразе

Есть такие основные виды ударения - словесный, логический, синтагматических, фразовый

Словесное ударение служит для фонетического объединения слова Выделение одного из складов происходит тремя способами: повышением тона, усилением голоса, увеличением длительности звучания Согласно в этого различают ударение - тонический, динамичный, количественный В украинском языке основным фонетическим средством является усиление мышечной напряженности, а количественный элемент и долгота играют вспомогательную ролл ь Например, в слове полезен ударным является второй состав, по сравнению с первым и последним составами он произносится с ощутимыми изменениями в голосе - полезный?, А также одиннадцать тридцать, очередной новый, всегда, украинский и иа ін.

На / резинку языковедов, \"правильное ударение важно для сохранения не только внормованости, но и характерного для украинского мелодичного, песенно-текущего строя речи\"4 Ударение в слове усваивается естественно, в сочетании со значением и звучанием Несмотря на то, что ударение в украинском языке не является фиксированным, то есть не закреплен за каким-то составом в слове, как, например, у чешской - на первом, в польской - на предпоследнем или во французской - на последнем, особых трудностей для носителей языка он не вызывает Каждый украинского подсознательно различает с помощью ударения значение слов замок и замок, мука и мука или формы слов слова и слова, сестры и сестры \"дорога и дорога Однако, к сожалению, ошибки все же случаются и причиной этих нарушений считают значительное влияние ди алектного ударения, напр: говорю, беру, перу, или интерференцию российского ударения Например, в украинском словах загадка, летопись, рукопись, подруга, друг, уроженец, старый, устойчивый, низкий, с аводиты, полежать, посидеть отмечено другой состав, чем в соответствующих русски російських.

В произведениях художественной литературы упор выполняет дополнительную функцию, например: Слова - половая, но огонь в одежде слова - бессмертна чудотворная фея, правдивая искра Прометея Франко) или Вы права, мы же охранники права (Л Костенко)

Системность в акцентировании украинских слов существует и проявляется в объединении определенных групп слов правилу, а именно:

1 Существительные с суффиксом-к-в форме множестве имеют, как правило, акцент на конечном слоге, напр: книги, иглы, доски, папки

2 Отглагольные трехсложные существительные на-нн (я) в основном сохраняют место ударения глагола, от которого образовались, например: читать - чтения, писать - писания, узнать - познания

Помня о смислорозризнювальну функцию ударения, не следует путать слова издание и издание, заседание и заседания, объединения и объединения, отличающиеся значением

3 В приставочных отглагольных существительных ударение падает на префикс, например: исключение, случай, вызов, выработка, загадка, поговорка, вид, отметка но: произношение

4 Существительные, сочетающиеся с числительными два, три, четыре в форме именительного падежа множественного числа, имеют ударение родительного падежа единственного числа, например: два брата, три тома, четыре сына

5 Существительные с частями-лог,-метр имеют ударение на последнем слоге, напр: монолог, диалог, некролог, каталог, километр, сантиметр, миллиметр

6 Числительные второго десятка имеют ударение на складе на, например: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать

7 Числительное один, одно (одно) в формах косвенных падежей имеет ударение на последнем слоге, напр: одного, одном, одним Место ударения меняется в предложно-числивникових словосочетаниях типа от дин к другу, один на одногого.

8 Указательные, притяжательные местоимения обнаруживают подобную числительного один закономерность, ср: этого, того, моего, твоего, своего но до этого, к тому

9 Стоит запомнить место ударения некоторых часто употребляемых прилагательных, например: полезен, очередной, судебный, рядовой и рядовой

10 Личные формы глаголов настоящего времени (1 лица единственного и множественного числа) часто имеют ударение на конечном слоге, напр: пишу, беру, говорю, несу, идем, несем, берем Ударение в глаголе прошу зависит от значения: прошу \"пожалуйста\" и прошу \"действие по значению глагола просить **

11 Мужские имена типа Андрюша, Вася, Семенко, Орест также форма родительного падежа имени Тарас - Тараса имеют ударение на втором слоге

В ряде случаев слова могут иметь двойное подчеркивание, которое допускает литературная норма и фиксируют лексикографические работы, напр: апостроф или апостроф, пользования или пользования, отечественный или в отечественный, ошибка или ошибка Существование таких групп слов указывает на то, что в области ударения все время происходят живые и активные процессы, ведущие к вытеснению одних ударений другими, к выделен ния одного основного ударения и закрепления за другим каких-то семантических, стилистических или даже словообразовательных функций С точки зрения обычного литературного устной речи параллельные ударения нельзя не р озглядаты как негативное явление, однако в случае устной монологической речи чередование параллельных ударений похожа неряшливости речи и выбор основного ударения является естественным и абсолют но необходиним5.

Упор, связан с выделением в предложении слова, которое несет особую смысловую нагрузку, называют логическим От логических ударений (основных и попутных) зависит логическая выразительность высказывания Сми инюючы логическое ударение, можно предоставлять высказыванию различных смысловых оттенков, например: Сегодня у нас лекция илибо Сегодня у нас лекция, или Сегодня у нас лекция

Вариантом логического ударения считают эмфатической ударение (эмоционально-экспрессивный, выразительное) который делает выделенное слово эмоционально насыщенным Чаще всего он выражается удлинением ударного гласного (порой согласного) звука и передается на письме повторением тех же букв, напр: Она о-о-очень симпатичная! й!

Степень выражения смысловых и стилистических оттенков зависит от синтагматической и фразового ударения, выделяемого в рамках синтагмы, фразы Ритмично-интонационную и смысловое единство устной речи я, состоящий из одного или нескольких слов, называют Синтагмой Синтагма создается мелодикой, темпом, паузами, ударением С помощью пауз фраза членится на синтагмы Разделение предложения на синтагмы совпадение аеться части речевого потока, который произносится одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз синтагматической акцент в основном падает на последнее слово синтагмы, напр:апр.: Я хорошо знаю, / что твои спортивные успехи большие / и ты скоро завоюешь титул чемпиона /

Близким к синтагматической есть фразовое ударение В эмоционально нейтральном речи он стоит на последнем слове фразы как основной единицы речи, часто соответствует предложению, например: Я приду позже

Существуют определенные правила логического выделения слов в фразе6: 1 Подлежащее и сказуемое (в нечасто предложении - один из главных членов), например: Солнце заходит, горы чернеют, птичка стихает, поле немеет, радуются люди, отдохнет, и я радуюсь (Т. Шевченко)

2 Противопоставление (явное или скрытое), сопоставление, например: Не ищи правды в других, когда у тебя ее нет (рождения творчество) Важно не процесс выполнения работы или объем затраченных усилий, а вклад в успех банка в целом

3 Новое понятие (стержень информации), например: Приглашены известных ученых Построили новый банк

4 Последнее слово в многословному понятии, например: Львовский национальный университет имени Ивана Франко

5 Слова в функции сравнения, например: Работу в современном банке можно скорее всего сравнить с плотиной, чем со спринтом

6 Повтори (чаще отмечается второе слово, реже - первое), напр: Но он это знал, он знал это!

7 Существительное в родительном падеже, если вместе с другим существительным он выражает одно понятие, например: единство противоположностей, культу-ра поведения

8 Обращение, стоящее в начале фразы, например: Уважаемый коллега, смею Вас заверить

9 постпозитивного определение, то есть те, которые стоят после существительного, например: Решение эффективные, изменения быстрые - это условия успеха Желание достичь цели, способность поверить в свои силы- важные черты для банковского работника

10Присливник, если он объясняет глагол, напр: Фирма самостоятельно планирует свою деятельность

11 Пояснительная слово (слова) при глаголе Именно глагол, как правило, не отмечается, напр: Мы стелс за изменениями

12Слова, передающие перечень Из двух однородных членов предложения - существительных, глаголов, наречий - сильнее отмечается второй, из двух прилагательных в роли определения - первый, напр: Мы приветствуем и всячески поддерживаем атмосферу доверия

Фразовый упор не тождественен логическом Отличие в первую очередь заключается в том, что первый руководствуется законами грамматической логики, а второй зависит от ситуации речи, то есть говорящий свободно перемещает е ого в пределах фразы (предложения) с одного слова на другое, придавая ему смысловой весови.

Темп речи вместе с наголошуванистю и мелодией организуют устную речь Он проявляется в интонирования как отдельного слова, так и группы слов Например, ударные слоги в слове произносятся повил льнише, а безударные - несколько быстрееше.

Темп значительной степени зависит от рациональности пауз - остановок в речи Пауза выполняет логико-грамматические и интонационно-конструирующие функции Считают, что она является выразителем ума и сигналом чувств (п психологическая пауза) На письме паузы обозначают различными знаками препинания, каждый из которых передает различную продолжительность \"молчание\" (запятая, тире, точка, три точки и т.д. крапки тощо).

Произношение фразы сопровождает высота тона, которая помогает правильно интонировать ее и соответственно обозначать на письме с помощью знаков препинания Например, окончание мысли графически обозначается точкой кой, а в устной речи - понижением тона, внутренний (интеллектуально-психологический) процесс подъема передают на письме восклицательным знаком, в устной речи - значительным повышением тона т.д. Разной является то нальнисть начала, середины и конца предложения (фразы), вводных слов (словосочетаний, предложений), однородных членов предложения С вниманием на содержание и структуру украинского предложения различают семь интонационных конструкций, в частности интонация завершенности / незавершенности, вопроса, отрицания, сопоставления, перечисления и и ін.7.

Залогом успешного устной речи хорошо поставленный голос Голос - это совокупность различных по высоте, силы и тембра звуков, которые издает человек с помощью голосового аппарата Следует помнить, что голос от природы слаб, поэтому его надо усиливать с помощью резонаторов - грудной клетки, неба, зубов, ротовой и носовой полости, лобных пазух От здоровья этих резонаторов, их формы и раз меров, строения гортани зависит тембр голоса, качество его звучанияння.

Естественными свойствами голоса являются:

- полнозвучность - непринужденная, свободная звучность голоса;

- благозвучие - чистота и свежесть тембра, врожденная красота звуков, которая является приятной для восприятия на слух;

- мелодичность - способность голоса повышаться и понижаться;

- злетписть - свойство сохранять звучность в большом помещении;

- гибкость ~ способность изменяться по высоте, силой, длительностью и тембром;

- высота - использование мелодичного диапазона голоса;

- объем или диапазон - количество доступных для воспроизведения нот;

- сила - полноценность звуков определяется пространством, которое надо заполнить;

- продолжительность - сохранение свойств голоса на протяжении длительного времени

Достичь этих свойств голоса поможет правильное дыхание Профессиональное дыхание - один из важных факторов речевой деятельности и культуры

Условия правильного дыхания:

1 Начинать говорить можно тогда, когда в легкие взято незначительный избыток воздуха, необходимого для вынесения структурно-логической части текста: это избавит от \"внеочередного\" вдоха, который нарушает плав тивность и ритм речи, вызывает прерывистость, поверхностность дыханиясть дихання.

2 Тратить воздуха следует экономно и равномерно Не допускать, чтобы воздух был затраченное полностью Пополнять запас воздуха надо незаметно и своевременно

3 Помнить, что от глубины вдоха зависит сила выдоха, следовательно-сила звучания голоса

4 Вдыхать и выдыхать воздух следует незаметно для слушателя, бесшумно Условия, при которых дыхание вещания будет правильным, могут

быть реализованы систематическим тренировкам, а также соблюдением некоторых гигиенических правил:

- излишне не напрягать голосовых связок;

- координировать работу носовой и ротовой полости, заботиться об их здоровье;

- учитывать возможности изменения голоса, особенно в подростковом возрасте;

- изменение голосовых свойств осуществлять непринужденно, без напряжения;

- помнить, что голос тесно связан с внутренним состоянием человека, его настроением, физическим здоровьем8.

Чтобы хорошо говорить, нужно не только владеть своим голосом, но и иметь хорошо отработанную дикцию Дикция - это правильная, выразительная артикуляция, то есть работа речевых органов, направленная на произношение звуков Обеспечить качество и чистоту произношения, помочь преодолеть скованность органов речи, поспешность или исп ильненисть произнесения могут систематические упражнения с артикуляции, а знание орфоэпических норм, действующих в конкретное время, является эталоном дикциї.

К орфоэпических норм принято причислять правила произношения звуков и звукосочетаний и ударения слогов в слове

В современном украинском литературном языке вытворились и упрочились следующие основные правила произношения гласных и согласных звуков:

1 Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [и] произносятся полнозвучно, не подвержены редукции:

а) звуки [а], [у], [и] во всех позициях независимо от ударения или места в слове звучат отчетливо, например: [знать], [бывать], [дьилиты];

б) гласный [о] перед составом из ударным звуком [у] или [и] произносится с приближением к [yj, напр: [соу йуз], [с

в) гласные звуки [э], [и] в безударной позиции произносятся с легким оттенком И есть \"], [ис], например: [гдеи ржавая], [книс жки]

2 Согласные звуки произносятся внятно, четко (за немногочисленными исключениями):

а) звонкие согласные звуки | д |, [б], [г], [г], [ж], [дз], [Доки, [с] никогда не теряют своей звонкости, напр: [рад], [ смысла слова, ср: [рати, [грипп] \"[ваш], [мьих, [м'іх].

Исключением из этого правила является произношение звука [г], который перед следующими глухими в словах легко, сыро, ногти, когти, дегтя и корневой-родственных им произносится как парный ему глухой [х] [лехко], [ [вохко], [ньихтьи], [кьихтьи], [дьохтьу.

Стоит также обратить внимание на произношение звонкого согласного [с] в составе префиксов раз-, без-или самостоятельной приставочной морфемы: перед следующими глухими звук [с] допускает двойную произношение-он может хранить звонкость, а может терять голос и переходить в соответствующий глухой [с], например: [рассказать] или [росказаты], [безусловно] или [бесперечно].

Итак, произношение звонких согласных в украинском литературном языке основном соответствует их написанию

б) глухие согласные звуки [те, [п | [х |, [к |, [ш], [ц |, [ч [, [с] в середине слова перед следующими звонкими надо произносить как парные им звонкие,

ИД], [б), [г], [г], [ж], [где], [дж), [с]

М, [п] Ихи [к], [ц], | ч], [с]

Итак, в словах борьба, вокзал, хотя бы, просьба подчеркнуты лите * ри на письме обозначают звуки [д '], [г], [док], [с'], например: [бородьба], [вогзал], [ходокбы], [прозьба]

в) звуки [в] и [и] в потоке речи меняют свои артикуляционные свойства и приближают согласно гласных [у] и [и], то есть их следует произносить как короткие нескладови звуки [у] и [И], если они стоят

- в начале слова перед согласным, напр: [учител '], [идти]

- в конце слова после гласного, например: [знау], [края]

- в середине слова после гласного перед согласным, напр: [Прауд], [знаиты]

Грубым нарушением является произносить в таких случаях звук [в] с приближением к [ф], например: [знаф], [Казаф], [просиф]

г) шипящие звуки [ж], [ч], [ш], [док] в современном украинском литературном языке твердые, напр: [жал '], [чего], [шчос'], [чудо], [очередь

Только в позиции перед звуком [и] и при удлинении (перед графическим окончанием ю, я) шипящие смягчаются (напивпомьякшени), напр: [шьистка], [чьитко], [лиц ': а

д) шипящие звуки подвергаются ассимиляции в позиции перед следующим свистящими [с], [ц], [с], [да], т.е. произносятся как соответствующие им свистящие и наоборот, а именно:

шипящие: [ж], [ч], [ш], [док]

1 1 1 И свистящие: [с], [ц], [с], [да]

Итак, в словах типа беззаботно, смеешься \"в книге подчеркнутые буквы обозначают звуки [ж], [с *], [с и слова надо произносить: [бе \"же: урной], [сьм'ийес ': а], [у книзьц'и]

е) согласные [д], [т], [с], [с], [ц], [л], [н], | да] перед следующим мягкими из этого ряда произносятся мягко, однако е сказывается, пор: сегодня - [сьогодьн'и], летние - [льитьн'и] на месте - [на мьисьц'и], пальцы - [пал 'эти]

На границе морфологических частей слова - префикса и корня ассимиляция по мягкости оказывается непоследовательно, ср: разделить - [розьд'илиты], но раздевалка - [роздьагальн'а]

есть) изменяются в потоке речи согласные [д |, [т |: в позиции перед шипящими они уподобляются шипящих соответственно [док] \"[ч], а перед свистящими произносятся как [да], [ц], например: подкормить-

[пьидокыс вить] и украшать - [квьичгаты], двадцать - [двадзьц'ат '] и кажется - [здайецьс'а] или [здайец': а]

же) звуки ей |, | дж! сижу - [сис джу] пиджак - [пьиджак], колокол - [дзвьин] зеркало - [зеркало] произношение на их месте других звуков, в частности [ж], [с] является грубым нарушением норм украинского языка и приводит к расшатыванию ее фонетической системы, которая состояла веками9.

с) правильно употреблять звуки | г] и [г], помня, что они могут различать значение слова, ср: гнет - гнет, шишки - хулы играть - играть В предложении Пошел на первые шишки и набил себе шишек это различие хорошо чувствуется Слов со звуком [г] в украинском языке много, его считают \"признаком украинского языка * 'Значительно меньше слов с прорывным заднеязычный звуком [г] Он н, как правило, есть в украинском и иностранных именах (фамилиях, географических названиях), напр:, напр.: Грещук, Гузь, Мамалыга, Гете, Гданьск; некоторых общеупотребительных словах, напр: почву, пуговицу, крыжовник, волчок и диалектных, напр: крыльцо, сани, гердан, молодец Звук [г] соответственно сохраняется и в производных от них словах, напр: обосновать, решетка, крыжовниковый Важно также помнить, что звук [г] при словоизменении чередуется со звуком [дз], например: волчок - дзидзи Мамалыга - Мамалидзи, а в прилагательных, образованных от фамилий, должно быть [дж], например: Мамалыга - Мамалиджин, Салыга - Салиджин *0.

Одной из орфоэпических требований литературного произношения является звучность (евфония) как способность языка к плавности, мелодичности звучания Суть благозвучия заключается в уравновешивании, последовательном чередовании голос менных, согласных звуков и их соединений, звуковых повторов в пределах слов, словосочетаний, предложений и текста в целом Благозвучие опирается на полнозвучной произношение гласных звуков и насыщенность украинского языка звонкими согласнымми.

К евфоничних средств современного литературного языка относятся фонетические и другие варианты языковых единиц и отдельных их форм, а именно:

1 Чередование предлогов в - в - во и союзов и - и:

- в начале предложения перед согласными употребляют предлог в, а перед гласными в, напр: В тексте встречаются ошибки но В Украине расширяется сфера банковских услуг;

- между согласными, заканчивающих и начинают слово, используют в (во) и и, например: был у брата, пришел и победил, видел во сне;

- после гласного перед согласным звуком (соединением согласных звуков) выступают в и, напр: была у брата (школе), пришла и увидела (спросила) Предлог в употребляют только тогда, когда наступце слово начинается звуком [в], [ф], например: была у отпуске, пришла в ваш дом, вся в красках

Аналогичные правила действуют в отношении начальных звуков [в], [и] слов, если чередование их со звуками [у], [и] не влияет на изменение значения слова (упражнение-управа, сглаза-уроки) напр: пришел учитель но пришла учительница, хотел идти но хотела идти, знал все произведение но собралась вся семья Союз И объединяет слова с противоположным значением, например: любовь _ [ ненависть, вийна_ [мир теория и практика

- после согласного перед гласным употребляют предлог в, например: встреча в, эфире Союз и в такой позиции заменяет его фонетический вариант и, напр: политолог и экономист (политологи и экономисты)

2 Появление гласного звука [и] в приставках и предлогах в случае совпадения следующих согласных, ср: с тобой но со мной, из звуков, поступать но поступил, взбить но собрать

3 Чередование частиц же - же, б - бы, хотя - хотя, еще - еще, сь - ся, например: он же знал но она же пришла, хотя бы раз но хотя бы раз, казался смешным но казалась нав 'язливо

4 Употребление параллельных морфологических форм: существительных в форме дательного падежа ректору-ректору) глаголов (читать - читать, пойдем - пойдем), наречий (опять снова, по-украински - по-украинскому, более - больше) местоимений (так - том) числительных (одному - одном) прилагательных (зеленом - зеленом)

5 Упрощение в группах согласных как фонетическое явление, повязкам мышцы-ное с потерей одного из звуков в группах согласных, которые фиксирует современный украинское правописание:

стн - сн: страсть - страстный стл - сл: счастье - счастливый Здн - зн: проезд - проездной жди - жн: неделя - недельный

украинском языке свойственно также упрощение, которое происходит в группах согласных только в устной речи но не засвидетельствовано письменно: | стч] - (шч] невистчин

| нтськ | - [ньс'к] студенческий [стськ] - Иськ] туристский | стс] - [с:] шестьсот

[стн] - [сн] шестнадцать

6 Установка гласных [о], [е] между согласными, например: сосен или сосен, окон, весен или согласных [в], [и] между гласными, напр: паук, герои [йи] ка

7 Добавление приставных звуков [и], [г], [в] в начале слова, например: ржавчина, мгла, игр, узел, улица - пор рус ржа, мгла узел, улица

8 Подбор и расположение слов в предложении, тексте

Надо заботиться, чтобы на границе слов в предложении не возникало неблагозвучные совпадения звуков или слогов, например: эти интересные рассказы - эти рассказы интересны

Не следует допускать рифмовки слов в прозе, например: любовь человека к родине - любовь человека к родной земле

Избегать надоедливого повторения одинаковых или близких по произношению звуков, звукосочетаний и слов Например, в предложении Надо стимулировать самостоятельность, скромность, человечность, принципиальность нагнетается звук [с] В художественной литературе звуковые повторы служат определенным стилистическим приемом (аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора и др.), напр:

Осенний день, осенний день, осенний /

О синий день, о синий день, о синий!

Осанна осени, о грусть!

Неужели это осень, осень, О!

В деловой речи такие звуковые эффекты не приемлемы

Работа над техникой устной речи значительно облегчается, если текст, предназначенный для произнесения, предварительно подготовить, то есть составить партитуру текста, отметив логические и другие ударения, изменения выс соты тона, паузы и т.п. Для этого применяют систему специальных знаков, например:

- * - знак словесного ударения (используется в случаях его влияния на изменение формы или значения слова);

- _-знак логического ударения (если он будет ощутимо усилен, то подчеркивать слово следует двойной линией);

- / - короткая пауза;

- / / - средняя пауза;

- / / /-длинная пауза;

- f или - знак высоты тона: поднятая стрелка показывает повышение тона, направленная вниз - снижение тона Они могут писаться через все слово (даже группу слов) над громким звуком интонационно виде Илен слова.

Приведем пример партитуры поэтического текста:

Языков водопада рев / языков битвы гул кровавый /

так наши молоты гремели неоднократно / /

И п 'ядь за п' ядею мы МИСИ получали /

Хоть не одного там калечили те скалы / / /

Мы дальше шли / ничто НЕ останавливала нас / / / (И Франко)

 
Внимание, данный учебник имеет низкое качество распознавания
Для получения качественного изображения воспользуйтесь загрузкой учебника
одним файлом в формате Djvu на странице Содержание
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
загрузка...
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы