Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
Живые и исторические фонетические процессы Спонтанные изменения звуков Гнездовой отбор единиц анализа Управление факультативными территориальными единицами
Живые и исторические фонетические процессы Спонтанные изменения звуков Актуальное членение предложения Национально-культурная специфика речевого общения

 
Главная arrow Документоведение arrow Введение в языкознание - Кочерган МП
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

2.2. Фонетичні одиниці та засоби

Фонетическое членение речевого потока

Речевой поток членится на отрезки разного размера Эти отрезки и являются основными фонетическими единицами К ним относятся фразы, такты, слоги и звуки крупной фонетической единицей является фраза

Фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенную с двух сторон паузами

Например: Я есть народ | которого правды сила | никем завоевана еще не была (П Тычина)

В том же значении, что и фраза, употребляется термин синтагма, предложенный ЛВ Щербой Щербивське фонетическое понимание синтагмы нельзя смешивать с синтаксическим трактовкой синтагмы, предложенных им Ф де Соссюром, под которым он понимал словосочетание, состоящее из независимого и подчиненного ему слова (писать письмоста).

Каждая фраза (фонетическая синтагма) связана с содержанием и интонационным рисунком и имеет собственный (фразовый) ударение В середине фразы не может быть паузы, поскольку она бы исказила содержание И хотя членения на фразы допускает вариативность, однако эта вариативность имеет определенные ограничения, продиктованные содержанием Так скажем, строку из стихотворения И. Франко Я видел странный сон будто передо мной безмерна, и пустая, и дикая плоскость можно разделить на следующие фразы: Я видел странный сон словно передо мной безмерная и пустая и дикая плоскость или Я видел странный сон | как передо мной | безмерная и пустая | / дикая плоскость (возможны и другие варианты), но нельзя расчленить следующим образом: Я | видел странный сон словно передо мной безмерная | и пустая и дикая плоскость Итак, при членении речевого потока с варианты, но нет св Аволає сваволі.

Неодинаковое членения предложения на фразы обусловливает различную содержательную интерпретацию Пор: Это было наблюдение | за игрой наших шахматистов и Это было наблюдение за игрой | наших шахматистов В первом случае кто-то сь наблюдал за игрой наших шахматистов, во втором - наши шахматисты наблюдали чью-то игру или еще известное выражение, неправильное разбиение на фразы которого якобы спасло жизненноиття

человека: Казнить нельзя помиловать (а нужно было: Казнить | нельзя помиловать) Фраза распадается на такты

Такт - часть фразы, объединенная одним ударением

Например: Слышишь ли слышишь очаровательная Маричка

Ибо твоего сёрця кладку проложу

В языкознании такт еще называют фонетическим словом, поскольку служебные слова, как правило, не имеют ударения и примыкающие к знаменательного слова с ударением; нередко и полнозначное слово теряет упор, передавая его предыдущем или следующем слову Слушатель, особенно иностранец, недостаточно знает язык, каждый такой такт воспринимает как одно слово Так, скажем, шевченковский Ревет и стонет Днепр широк й воспринималось теми, кто не знал слова ревет, как Ревет и стонет Днепр широкий, где ревет и осмыслялось какой-то существом женского статті.

Такты членятся на склады, поскольку каждый такт состоит из нескольких ростов и спадов звучности

Состав в свою очередь состоит из звуков - минимальных фонетических единиц Нужно отметить, что в речи звуки, как правило, по отдельности не произносятся, а только в составе, который является наименьшей единицей вещания нневого цепочкиа.

Состав

Хотя склады в словах легко определяют даже те вещатели, которые не знакомы с элементарными лингвистическими понятиями, однако в науке до сих пор нет общепринятой дефиниции состава Существует три теории состава: Респираторный, мускульного напряжения и сонорныха.

Респираторный теория (Респираторный определения)

Согласно ей состав - это звук или комплекс звуков, произносится одним толчком выдыхаемого воздуха

Современные экспериментальные исследования отрицают это укоренившееся во все школьные учебники определение, поскольку доказано, что одним толчком воздуха можно произнести и несколько складов

Теория мускульного напряжения

Обоснована языковедами Граммон, Фуше и Щербой Согласно ей состав - это часть такта, которая произносится с единственной мускульной напряжением Его (состав) можно изобразить как дугу мускульного напряжения (усилия я, вершина, ослаблениея).

сонорных теорияя

Обоснована датским языковедом О Есперсен, исходит из того, что за звучностью состав имеет вершину (ядро) и периферию

Вершина - момент наивысшего звучности Периферия состоит из инициалы и финале инициалы - нарастание звучности к вершине, а в финале - затухание звучности после вершины По этой теории, состав - часть такта, состоящая из более звучного и прилегающих к нему менее звучных звуков низкую звучность имеют шумные глухие, наивысшую - гласныесні:

последнее время считают, что состав реализуется не как последовательность звуков, из которых он состоит, а как цельный артикуляционный комплекс С точки зрения речевой аэродинамики состав минимально звуковым м отрезком, на который приходится нарастание и спад величины воздушной струи В акустическом сигнале \"выдыхаемом импульса\" отвечает восходяще-нисходящая дуга звукового давления (\"волна звучности\"хвиля звучності").

Поскольку вершиной состава является звучным звуки, то они складотворчимы К ним относятся преимущественно гласные В некоторых языках складотворчимы является сонорных [р], [л]:

чеш ulk, vina, smrt, prat, nesl, Trnka, Brno;

серб, трг, прст, СРП, србин

Склады имеют разную структуру Различают открытые, закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги

Открытый склад заканчивается гласным (мать), закрытый заканчивается согласным (кот), прикрытый начинается с согласного (и, он), неприкрытый - с гласного (от) Учитывая все четыре характеристиками ики, можно выделить следующие типы складов:

1) открытый неприкрытый (V *): и, у, о, англ eye [al], ear [с] \"ухо\", are [а:] \"есть\";

2) закрытый прикрыт (CVC): сад, кот; англ hat [hat] \"шляпа\", top [top] \"вершина\", look [lu: k] \"взгляд\";

3) открыт прикрыт (CV): на, то, к; англ day [del] \"день\", know [nou] \"знать\", far [tax] \"далеко\";

4) закрытый неприкрытый (VC): ар, вот, вот, ум; англ is [iz] * V ice [ais] \"лед\", arm [a: m] \"рука\"

В разных языках структура складов не совпадает В украинском языке преобладают открытые (го-ло-ва, моло-да, ста-ра-ти-ся, пе-ре-во-ли-ти) и прикрыты (ви-семь, , яй-это [jai-это]; nop рос в-ли-ца, от-или знает, польск Europa, нем Еи \"яйцо\"; открытый характер складов украинский язык унаследовал от праславянского, где царил закон открытого ький языке, наоборот, предел состав, как правило, проходит после согласного (acteur \"актер\", dis-trait \"рассеянный\", absent \"отсутствует\", ad-ver-saire \"противник\") В полинезийских языках только открытые с клади (см. названия островов Тихого океана: Са-мо-а, ни-у-е, Pa пану, Га-ва-й, Ту-а-ма-ю) В арабском языке допускаются склады только типа \"согласный громкий дагестанских языках в конце слога допускаются только сочетание \"сонорный шумный\" В немецком языке звонкие согласные невозможны в конце слога В уральских И тюркских языках в начале слога может быть только один согласный В случае заимствования слов совпадение нескольких согласных в этих языках устраняется Для этого используются такие способыслів збіг кількох приголосних у цих мовах усувається. Для цього використовуються такі способи:

1) отпадение одного согласного (финн leima \"клеймо\", raja \"край, граница\", Ranska \"Франция\", ест leib \"хлеб\", rief \"крест\", kool \"школа\");

2) вставка гласного между согласные (венг barat \"Друг (брат)\", kiraly \"король\" (nop Чешской и Словацкой kral);

3) приставлении громкой (венг iskola \"школа\");

4) перестановка звуков (венг hules \"ключ\")

В большинстве языков мира состав - чисто фонетическая (Не содержательная) единица, однако в некоторых языках (вьетнамской, китайско-тибетских) состав совпадает с морфемой Так, в китайском слове женьминьжибао Есть четыре ры склады и четыре морфемы: жень \"человек\", луч \"народ\", жи \"день\", бао \"газета\" Поскольку в этих языках склады совпадают с морфемами, то в них не выделяют отдельно звуки и минимальной единицей считают состав - силабему В японском языке состав и морфема не совпадают, там корни могут быть двухсложными, однако Морфемная предел всегда соответствует пределу складов: хана-га \"цветок\", хватаний \"цветка\", хана-ни \"цветке\", хана-де \"цветком хапано "квітки", хана-ні "квітці", хана-де "квіткою".

Как уже отмечалось, слогообразующий звуком, как правило, является громкий Если слогообразующий один громкий, то его называют монофтонг (от греч monos \"один\" и phthongos \"звук\") Если в пределах одного склада и существует несколько гласных, то их называют полифтонгамы (гр polys \"многочисленный\", polyphthongos \"многоголосый\") Среди полифтонгив распространенными являются дифтонги и трифтонгтонгів найпоширенішими є дифтонги і трифтонги.

Дифтонг (гр diphthongos \"двухголосный\") - два гласных, которые образуют один состав, чем и обеспечивается их фонетическая целостность Например: нем [ае] (mein \"мой\", leid \"сожаление, жаль\"), [ое] (heute нет \"), англ [ai] (ту\" мой \") [с] (here\" здесь \"), [ез] (there\" там \"), [из] (poor\" бедный \"), [au] ( ид \", па shledanou\" до свидания \"ot;), лат. [uo] (ruoka)y білор. [ау] (дзяучьіна), чеськ. [ou] (soused "сусід", па shledanou "до побачення").

Дифтонги бывают восходящими и нисходящими восходящей называют дифтонги, в которых слогообразующий есть второй элемент Например: фр [ие] (pied \"нога\"), [эти] (nuit \"ночь\"), исп [ue] (bueno \"добрый\", й \", pueblo\" народ \", puerta\" дверь \"), [и а] (agua\" вода \", cuando\" когда \"), итал [ие] (иеге\" вчера \"), Цо] (ио\" я \" становится первый элемент Например: нем [ае] (schneiden \"резать\", scheinen \"светить\"), [au] (rauchen \"курить, курить\"), [ос] (Geb к [ou] (moucha \"муха\"и"), [au] (rauchen "курити, палити"), [ос] (Gebäude "будівля"), ісп. [ai] (aire "повітря"), [eu] (deuda "борг"), чеськ. [ou] (moucha "муха").

Некоторые склонны считать, что дифтонги есть и в украинском языке качестве примера приводят слова типа мой, роща, дай Однако для такой трактовки звукосполук [Ц], [аи] оснований нет, потому что в других формах этих слов [и]] отходит к другому (следующего) состава (моя [мо-ja], рощи [ra-jy], а в слове дай, кроме этого, [j] принадлежит к другой морфемми.

трифтонг (от греч triphthongos \"трехголосный\") - три гласных, которые творят один состав, чем обеспечивают свою фонетическую целостность трифтонг случаются только в тех языках, где есть дифтонги Например: англ [а а из-за] (our [aus] \"наш\", flour [flaud] \"цветок\", power [paus] \"сила\"), [АИЗ] (tyre [tais] \"шина\", firing [fаизпп] \"разжигание, поджигания firing [fаізпп] "розпалювання, підпалювання, паливо").

Следует заметить, что в последнее время дифтонг и трифтонг стали трактовать не как сочетание двух или трех звуков, а как один гласный звук, состоящий из двух или трех элементов, образующих один слог

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
загрузка...
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы