Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
Происхождение и развитие банков Происхождение и развитие сознания Происхождение культуры Правила происхождения Происхождение и основные этапы развития культуры
Проблема происхождения сознания Происхождение человека как философская проблема ПРОБЛЕМЫ культурогенеза Проблема происхождения человека: споры эволюционизма и креационизма Проблема происхождения Homo sapiens в свете новейших исследований
 
Главная arrow Документоведение arrow Введение в языкознание - Кочерган МП
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

1.3. Походження і розвиток мови

Проблема происхождения языка

Проблема происхождения языка очень сложная Предположение о происхождении языка делаются умозрительно путем рассуждений, потому первоначальная язык не имеет памятников письма

Прежде чем рассмотреть различные гипотезы по этой проблеме, следует отметить, что вопрос происхождения языка надо отличать от вопроса происхождения конкретных языков мира Конкретные языка, даже очень древние возникли не ранее 10 тысяч лет назад, тогда как человечество заговорило несколько сот тысяч лет тому.

Когда и как появился язык, какой она была на первых этапах развития человечества интересует людей с древнейших времен, однако до наших дней нет общепринятого ответа на них

В античные времена (V-IV вв до Не) проблема происхождения языка нарушалась в пределах философских дискуссий о сущности языка Представители школы Платона считали, что названия предметам даются не произвольно, а отвечает овидно их природе, что свидетельствует о естественном характере языка и, соответственно, закономерную биологическую обусловленность ее возникновения Представители школы Демокрита утверждали, что названия вовсе не связаны с природой вещей, что ни один предмет не требует ее Названия предметов нужны только людям для передачи мысли о предметах другим и поэтому устанавливаются по условной договоренности Это является свидетельством того, что и язык возник сознательно, по договоренностиленістю.

В XVII-XIX вв появилось несколько гипотез происхождения языка - звукоподражательная, звукосимволична, междометная, социального договора, трудовых выкриков, жестов и др.

звукоподражательных гипотеза

Заключается в том, что язык возник путем подражания человеком звуков природы Воспроизведение рев зверей, крика птиц, шума воды, ветра приводило появление первых слов, например, м, гав-гав, дзинь-дзинь ь, бац, кап т.д., от которых потом образовались производные типа лаять, лай, лай ', капать, капание, капля и т.д. Иногда подобные по звучанию звукоподражательные слова свойственны нескольким языкам: кукушка п о чешски звучит кукачка, по-французски cookie, по-испански Куко, по-румынски кук, по-болгарски кукавица, по-словацки кукавица, по-польски Кукулка, по-русски кукушка Однако обычно звуконаслидув альные слова в разных языках не совпадаються.

Эта гипотеза была основана еще Демокритом (460 до НЭ -?) И Платоном (427-347 г до Не) В XIX веке ее поддерживал Уильям Уитни (1827-1894)

Принять такую ??гипотезу невозможно, ибо в ней речь возникла случайно, а не по необходимости, поэтому существование общества для ее возникновения не является обязательным Слов, образованных путем звукоподражания, очень мало, причем в развитых языках их значительно больше, чем в неразвитых И звучат они в разных языках, как было, неодинаково Так, скажем, украинского слышится, что утка кричит кря-кря, англ воронке - квак-квак (quack \"каркать\"), французам - кан-кан (cancaner \"каркать\"), датчанам - рап-рап (Гарри »каркать, гоготать\") А вот наиболее употребительные слова (вода, земля, небо, , есть, пить, ходить и т.д.) не имеют ничего общего с звукоподражанием К тому же, чтобы подражать звукам природы, нужно иметь очень гибкое речи, предполагает длительный предшествующее развитие Итак, серьезно воспринимать эту гипотезу нет оснований Поэтому М Мюллер шутливо назвал ее \"теорией гав-гавжартівливо назвав її "теорією гав-гав".

Звукосимволична гипотеза

Она близка к звукоподражательных Некоторые ученые даже отождествляют их Но поскольку в основу этой гипотезы положено не звукоподражания, а звукосимволизм, что, безусловно, является другим явлением, то вполне оправдано эту гипотезу выделятьти.

Согласно звукосимволичною гипотезой между чувствами и эмоциями человека и звуками есть определенный прямая связь Звуками человек передает свои впечатления об окружающем мире

Еще древний мыслитель Аврелий Августин (354-430) говорил, что слово mel \"мед\" приятное для слуха, а acer \"острый\" - неприятное Поддерживали эту гипотезу немецкие ученые Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)), В Гумбольдт, Якоб Гримм (1735-1868), Гейман Штейнталь (1823-1899), украинский языковед Александр Потебня (1835-1891), швейцарский языковед Шарль Бал-ли (1865-1947рль Бал-лі (1865-1947).

Лейбниц, в частности, считал, что звук [1] ??выражает что-то мягкое и указывает на скорость: нем leben \"жить\", lieben \"любить\", Lauf \"бег\", Lowe \"лев\", Luchs \"рысь\" По наблюдениям я [первый] передает представление о том, будто льется (Lied \"песня\", Licht \"свет\"), а звук [w] ассоциируется с беспокойством, неизвестностью (wehen \"веять\", Wind \"ветер\", Wolke \"облако ется степени проявления звукосимволизму в языке, то Лейбниц отмечал, что с развитием языка сфера его действия становится все более ограниченнымся міри вияву звукосимволізму в мові, то Лейбніц зазначав, що з розвитком мови сфера його дії стає все обмеженішою.

Критики этой гипотезы как контраргумент приводят примеры, где эти \"приятные звуки\" служат для выражения не всегда приятных понятий: лай, балда, дылда т.д. Однако исследования 80-х годов XX века свидетельствуют в к пользу того, что собственно звукосимволизм сыграл большую роль в возникновении какикненні мови.

вигукових гипотеза (эмоциональная, произвольных возгласов)

Суть ее в том, что предметы окружающего мира вызвали у человека определенные чувства, и она невольно произносила звуки, которые и стали первыми словами А значит, слово - зеркало душевного состояния человека

Скажем, первобытный человек наткнулась в жару на ручеек и от радости воскликнула \"ах!\"

Начавшееся эту теорию эпикурейцы Древней Греции (IV-III вв до Не), которые считали, что возникновение языков обусловлено естественной потребностью человека выражать звуками свое душевное состояние Позже эту теорию поддержал Ж-Ж Руссо, констатировал, что \"страсти обусловили первые звуки голоса\" и \"речь первых людей была не на языке геометров, как обычно считают, а языком поэтов\" В России вигукових теорию отстаивал ДМ К удрявський (1867-1920 Д.М. Кудрявський (1867-1920).

Безусловно, нельзя отрицать значение эмоций и чувств в развитии языка, но принять вигукових гипотезу происхождения языка трудно, так как главное причину возникновения языка она видит в индивидуальном душе Евно состоянии человека Возникновение языка, по этой теории, является случайным явлением (хотя понятно, что ни один ребенок не заговорит, пока не окажется среди говорящих) Возгласы, выражающие чувства, в разных языках произносятся по-разному (укр Ну!, Англ Уай!) И, наконец, не следует сводить язык только в экспрессивной функции, тогда как у нее есть и другие, к тому же важные функциинкції.

Гипотеза социального договора

Ее основоположником считают Диодора Сицилийского (90-21 pp в Не), который писал: \"Сначала люди вели неустроенный образ жизни, подобно зверям, одному выходили на пастбища и питались вкусной мая Авой и плодами Беда научила их защищаться от зверей, помогать друг другу Они начали постепенно узнавать друг друга их звуки были еще неосмысленными и нечленораздельными, но постепенно они перешедший ли к словам и установили символы для каждой вещи, создали понятное для них самих объяснения всего, что их окружает їх оточує".

Эта гипотеза связана с упомянутой выше полемикой относительно того, как вещи получили свои названия, то есть развитием учения Демокрита и Аристотеля об условности, произвольность названий (названия по договоренности)

Гипотезу социального договора можно оспорить хотя бы таким фактом: чтобы договориться, необходимо было уже иметь язык

Гипотеза трудовых выкриков

Возникла во второй половине XIX в Выдвинул ее Людвиг Нуаре (1829-1889), поддерживал Карл Бюхер (1847-1930) По этой гипотезе, инстинктивные возгласы сопровождали коллективные трудовые действия Сначала они были и непроизвольными, постепенно превратились в символы трудовых процессов Первоначальная язык был набором глагольных корниенів.

Это, по сути, вариант междометной теории Только здесь возгласы выступают средством ритмизации труда Они ничего не выражают, даже эмоций По мнению ОО Реформатского, эти возгласы не имеют никакой речевой функции й: ни коммуникативной, ни номинативной, ни экспрессивной самом деле такое понимание языка является биологическим, так инстинктивный крик, хотя и связан с трудом, - факт биологический, а не социальныйальний.

Гипотеза жестов

Ее отстаивал российский ученый Николай Яковлевич Марр (1864-1934) По этой гипотезе, сначала возник язык жестов, а затем на ее основе звуковая речь

О возможности возникновения звуковой речи на основе жестов утверждали представители и других гипотез Сторонник междометной гипотезы немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), в частности, считал, что с самого начала существовало два языка - язык жестов и язык звуков С помощью звуков выражали чувства, а с помощью жестов - представления о предметах качестве доказательства этой гипотезы приводят факт существования языка жестов у наш чачас.

Действительно, язык жестов используют многие племена Австралийское племя аранда, скажем, имеет 450 жестов, среди которых есть даже такие, которые выражают абстрактные понятия языке жестов пользуются, как правило,, тогда, когда запрещено говорить, а также во время общения разноязычных племен Так, в частности, вдовы австралийского племени Варри-Мунго целый год должны молчать, поэтому вынуждены общаться пособий й пальцев и локтей Среди некоторых племен запрещено разговаривать юношам в период посвящения их в охотники Как видим, во всех упомянутых здесь случаях жесты применяют как дополнение к звуковой речи Итак, же эсты были и является вспомогательным средством общения, присущим всем народам Правда, представители разных этносов прибегают к нему неодинаковой степени Так, скажем, в течение часовой беседы мексиканец исп истовуе жестикуляцию 180 раз, француз - 120, итальянец - 80, а финн - 1 ра - 1 раз.

Гипотеза происхождения языка Ф Энгельса

Получила широкое распространение в странах, которые находились под влиянием коммунистической идеологии Последователь М Дарвина Ф Энгельс (1820-1895) свою гипотезу изложил в исследовании \"Роль труда в процессе прев ванию обезьяны в человека \"(1876) По этой гипотезе, много тысячелетий назад в Южной Азии жила высокоразвитая порода человекообразных обезьян - австралопитеки Отличались она от других тем, что им была п ритаманна вертикальная походка, имели укороченную челюсть и большой мозг Прямая походка сыграла решающую роль в процессе превращения обезьяны в человека Обезьяна больше видела, что влияло на развитие мышления, а вы вильнени передние конечности использовала для изготовления орудий труда, что, в свою очередь, влияло на совершенствование руки Жили обезьяны группой, требовало взаимной поддержки, а следовательно, приводило необ единство общаться Сначала они использовали звуковые сигналы Постепенно развивалась гортань Употребление мясной пищи влияло на развитие мозга Мысль со временем отрывалась от конкретного предмета, то есть в появлялось абстрактное мышление Труд, речь и мысль формировались одновременно и в единстве Так 40-50 тыс. лет назад появились кроманьонцы - Homo sapiens (человек разумный sapiens (людина розумна).

Гипотеза Ф Энгельса, несмотря на стройность, не может дать ответ на ряд вопросов Как экспрессивные крики обезьян превратились в человеческие слова? каком направлении шло развитие речи? му.

Очевидно, надо согласиться с академиком АН России ЮА Овчинниковым, который считает, что у человека, в отличие от приматов, является ген речи Значит, человек произошел от человека, а не от обезьяны Ни обезьяну научить языка невозможноливо.

Как убедительно доказал еще В Гумбольдт, \"язык - не только наружное средство общения людей в обществе, она заложена в природе самих людей и необходима для развития их духовных сил и формирования мир тогляду \"Поэтому наиболее вероятной гипотезой является гипотеза божественного, или инопланетного (космического), происхождение языка Сейчас многие ученые возвращаются к библейскому объяснения происхождения языка Бог создал народ ину и дал ей язык И зря некоторые (например, ОО Реформатский) ищет противоречия в Священном Писании, мол, там сначала рассказывается о том, что Бог научил первого человека говорить, а затем привел в к ней всех животных, чтобы она дала им имена Однако здесь никаких противоречий нет Бог дал человеку гибкий механизм речи, который обладает способностью развиваться, приспосабливаясь к изменяющимся потребностям человека Правы ю в Григорий Нисский (IV в Не), который писал: \"Бог дал человеку дар речи, но не открыл ей названия предметов відкрив їй назви предметів".

Очевидно, именно этим обусловлен тот факт, что Парижское лингвистическое общество изъяло вопрос происхождения языка из круга вопросов, изучаемых языкознанием, и почему американский языковед Е Сепир считал в, что теория происхождения языка не представляет настоящего интереса для лингвистической науки (Сепир Э. Язык - М, 1934 - С 121), а французский языковед Ж Вандриес заявил, что \"проблема происхождения языка лежит ь вне его (языкознания) компетенции \"(Вандриес Ж Язык - М, 1937 - С 21) Как пишут авторы\" Введения в языкознание \"ОМ КАМЧАТНЫЙ HA Николина (М, 1999 - С 194),\" так Бог создал наш мир, его создал таким, а не иным, остается большой божественной тайной, недоступной человеческому разумутвенною тайною, недоступною людському розуму".

Гипотезу божественного (космического, инопланетного) происхождения языка подтверждает и теория моногенезу языков, к которой в последнее время склоняется все больше языковедов

Теория моногенезу (от греч monos \"один\" и genesis \"рождение, происхождение») - учение о происхождении всех языков мира от одного языка Эта теория связана с библейским учением, с идеями итальянского мовозна авця Альфредо Тромбетти (1866-1929) о родстве некоторых семей языков и правомерность их объединения в макросемье, учению МЯ Марра о 4 элемента (сал, бер, ион, рош) в от которых якобы происходят все слова современных языков, с методом глотохронологии американского языковеда Морриса Сводеша (1909-1967), который доказал существование больших макросимей языков и наличие между ними родственные связиими споріднених зв'язків.

Сейчас сделаны первые удачные попытки объединения семей в макросемьи, как, например, ностратическая макросемья, в которую входят индоевропейские, картвельские, уральские, дравидские и алтайские языки Считают, щ что в ностратических языков относятся и эскимосско-алеутские языка Генетическое родство ностратических языков доказана наличием в них большого количества родственных морфем Ряд сходных черт, в частности в займенн икових обозначениях лиц во всех языках мира, также подтверждает единство происхождения всех языков миріту.

Теорию моногенезу поддерживал украинский языковед В Мельничук (1921-1997), а ныне ее пропагандирует киевский языковед Ю Мосенкис

Теория полигенеза (от греч poly \"много\" и genesis \"рождение, происхождение») - противоположный моногенеза взгляд связанная с идеей нескольких различных центров происхождения человека и соответственно разных языков Этот п взгляд сейчас считается менее вероятнымажається менш імовірним.

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
загрузка...
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы