Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
Природа, сутність, походження і функції мораліБудова і функції варолієвого мостаБудова і функції середнього мозкуКласифікація об'єктів природно-заповідного фонду УкраїниБудова, функції та розвиток спинного мозку
Природа, сутність, походження і функції мораліЗміст, сутність та природа лідерстваПРИРОДА ТА ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ ПІДПРИЄМНИЦТВАСутність, природа і класифікація управлінських рішеньПРАКТИЧНО-ДІЯЛЬНА ПРИРОДА І СУТНІСТЬ ПІЗНАВАЛЬНОГО ВІДНОШЕННЯ ЛЮДИНИ...
 
Главная arrow Документоведение arrow Введение в языкознание - Кочерган МП
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

1.2. Природа, сутність, функції та будова мови

Природа и сущность языка

Что такое язык? не задумываются Однако ответить на этот простой вопрос непросто И хотя попытки такие были сделаны еще учеными древних Китая, Индии, Греции и Рима, и по сей день однозначного решения этой проблемы нет В науке известны три взгляда на природу языка Одни ученые рассматривали язык как биологическое явление, вторые - как психическое, а третьи - как общественное Так, скажем, немецкий языковед Август Шлейхер (1821-1868), как ый начал натуралистический направление в языкознании, считал, что язык - естественный организм, который рождается, развивается, стареет и умирает Немецкие ученые Макс Мюллер (1823-1900) и Иоганн-Готфрид Г ердер (1744-1803) рассматривали язык как явление психическое Можно считать, что такого же взгляда придерживались Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), который рассматривал язык как \"дух\", то есть сознание народа, и Александр сандр Потебня (1835-1891) Представленный этими учеными направление в языкознании получил название психологичногзву психологічного.

Большинство ученых интерпретируют язык как явление социальное Такая трактовка языка начали уже Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Мишель Бреаль (1832-1915), а затем обосновали Поль Лафарг (1842 - 1911), Антуан Мейе (1866-1936), Жозеф Вандриес (1875 - 1960), Фердинанд де Соссюр (1857-1913), Альбер Сеше (1870-1946), Шарль Балли (1865-1947), ческого направления в языкознанииі.

Язык, безусловно, не является биологическим явлением, потому что она не заложена в биологической природе человека Если бы она имела биологическую природу, то ребенок, родившись, сразу бы сама заговорила Однако такого не бывает Ребенка нужно научить языка Дети, которые по каким-то причинам оказались вне общества, становятся безмолвными Науке известно немало случаев, когда дети вырастали среди животных Они \"конечно, не разговаривали Билл ьше того, вернувшись в человеческий коллектив, дети уже не могли общаться даже на примитивном уровне, поскольку пропустили так называемый сенситивный период (возраст от 2 до 5 лет) - период найактивнишог в изучения языка Так, например, в 1963 г. в журнале \"Наука и жизнь\" (№ 1) было опубликована заметка \"Сын волчицы\", где говорилось о найденных в Индии голого мальчика, что, очевидно, отстал от волчьей с граи Ему было примерно восемь лет В больнице, куда его поместили, он лазил, ел только сырое мясо, воду хлебал по-волчьи, рычал на тех, кто приближался к нему, и кусал тех, кто пробовал к нему в прикоснуться Через три месяца мальчик привык к медицинскому персоналу и пищи, которую употребляли люди, но в течение следующих девяти лет так и не смог научиться говорить Когда его однажды привели в зооп LCD, он заинтересовался волками и даже захотел остаться с ними в клетке Как видим, речь не наследуется, как цвет волос или форма лицаться, як колір волосся чи форма обличчя.

О том, что язык не является биологическим явлением, свидетельствует и тот факт, что границы языков и рас не совпадают Так, например, представители черной (негроидной) расы, негры США, говорящих на английском языке Представители и желтой (китайцы, японцы, корейцы и др.) пользуются разными языками Ребенок говорит на языке людей, среди которых живет и воспитываетсяться.

Некоторые как аргумент в пользу биологической природы языка приводит феномен \"единой детской речи\": первыми \"словами\" всех детей независимо от их этнической принадлежности являются звуковые комплексы типа папа, баба, мам мя Однако это не осмысленные слова, а лишь детский лепет Дети произносят первыми именно эти звуковые комплексы, потому губные согласные в сочетании с громким [а] являются самыми легкими для воспроизведения (произношение губных вы мага значительно меньше усилий, чем произношение языковых, а для произношения [а] нужно только открыть рот и творить звук) Да и значение этих слов в разных языках не совпадают Так, мама в украинском языке имеет значени я \"мать\", а в грузинской - \"отец\", папа в русском языке означает \"отец\", а в украинском - \"хлеб\"; баба в украинском языке означает \"бабушка\", а в турецкой - \"отец\" Итак, мquot;бабуся", а в турецькій - "батько". Отже, єдиної дитячої мови нема.

Язык нельзя рассматривать и как явление психическое Поскольку психика у каждого человека своя, неповторимая, то при условии психической природы языка на свете было бы столько языков, сколько людей

Язык - явление общественное Она возникла в обществе, обслуживает общество, является одним из важнейших признаков общества и вне общества существовать не может

Признавая общественный характер языка, следует отметить, что в языке есть немало такого, что связывает ее с биологическими и психическими явлениями Так, скажем, в отличие от других приматов только человек имеет языковой е эн, т.е. природную склонность и способность к овладению языком В речи отдельных людей отражены их психические особенности, а в общенациональной языке - психический склад нации, ее менталитеет.

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
загрузка...
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы