Навигация
Главная
 
Главная arrow Документоведение arrow Введение в языкознание - Кочерган МП
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

2. Фонетика і графіка

21 Звуки речи, их изучение и классификация

Фонетика как лингвистическая дисциплина Три аспекта изучения звуков

Любая языковая единица (морфема, слово, предложение) передается через звуковое выражение Звуковое выражение - это материальная оболочка языка Материальная звуковая форма речи является объектом фонетики

Фонетика (от греч phone"голос, голосовой звук\", ph

Объектом изучения фонетики является не только отдельно взятые звуки, но и закономерности их сочетания (сочетаемость), фонетические процессы (влияние позиции звука в слове и соседства других звуков на его звучание), природа и структура состава, а также упор и интонаций.

Различают фонетику общую и конкретную Общая фонетика изучает общие особенности, характерные для звуков всех языков Конкретная фонетика изучает звуки определенного языка или какой-то группы языков

Звуки можно изучать как в синхронический, так и в диахроническом (историческом) аспектах Согласно синхронии и диахронии различают описательную и историческую фонетику Описательная фонетика изучает звуковую систем м языка на определенном этапе ее развития Историческая фонетика устанавливает формирования звуковой системы языка, закономерности и тенденции ее развитиятку.

Для исследования звуков описательная фонетика использует непосредственное наблюдение и различные экспериментальные методы: палатография (определяет столкновения языка с небом при создании звука) рентген нография (позволяет определить положение всех органов речи при создании звука) осциллографии (преобразование звуковых колебаний в электрические, запись их на экране и установления таким образом долготы, вы соты и интенсивности звуков); спектрографию (фиксирование спектра звука, т.е. определение его общей акустической картины, совокупности значений амплитуд его частотных составляющих.

Лингвистическая дисциплина, которая изучает звуки речи с помощью точных приборов и аппаратов, называется экспериментальной фонетикой

Особняком выделяют сопоставимую фонетику, которая обнаруживает и характеризует общее и отличное в звуковых системах и просодических средствах двух или более языков

Фонетика имеет большое практическое значение Знание фонетики необходимые для создания алфавитов для бесписьменных языков, для усовершенствования графики и орфографии, для обучения орфоэпии родной и, особенно, иностранными мнои языка (как правило, иностранный язык начинают изучать с фонетики), для исправления недостатков речи (логопедия) и обучение понимание звуковой речи глухонемыми (сурдопедагогика), для автоматического р озпизнавання речи электронно-вычислительной машиной (научить машину распознавать передаваемую человеческим голосом информацию) фонетистов с тонким звуковым ощущением, услышав несколько фраз незнакомца, может же многое узнать о нем Вспомните профессора Хиггинса из"Пигмалиона"Б Шоу, с первых слов безошибочно определял, откуда родом его спивбесидныо співбесідник.

Фонетика связана с такими нелингвистическими дисциплинами, как физика (акустика), анатомия, физиология (создание звуков) и психология (речевая деятельность человека является частью его психической деятельности)

Звуки речи можно одновременно рассматривать как физические, физиологические и лингвистические явления Физический аспект звука - это его звучание, акустика, физиологический - создание его речевым аппаратом, лингвистическим второй - его функция в языке Согласно этих аспектов в изучении языка различают акустическую, артикуляторного и функциональную фонетикку.

Физический аспект в характеристике звуков

Звук человеческой речи - физическое явление Все звуки, в том числе и речевые, - это волны, которые возникают вследствие колебания физического тела Так, звук скрипки или бандуры возникает вследствие колебания струны изменить вуки человеческой речи образуются колебаниям голосовых связок и приводятся в движение струей воздуха из легких Средой любого звука является воздух Колебательная волна воспринимается ухом Человеческое ухо способность не воспринимать от 16 до 20 000 колебаний в секунду, то есть от 16 до 20 000 герц Распространяется звук со скоростью 340 метров в сексекунду.

Колебания тела могут быть ритмичными и неритмичными Если колебательное движение является ритмичным, то образуются звуки, которые называются тонами (звук струны), если неритмичным, то возникают шумы (шелест листьев от д ветра) При создании речевых звуков тона возникают вследствие колебания голосовых связок, шумы - вследствие преодоления воздушной струей различных препятствий в речевом аппарате Гласные является тоновыми звук ами, а согласные - преимущественно шумовымими.

Акустика различает в звуках силу, высоту, долготу и тембр

Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебания: чем больше амплитуда, тем звук сильнее Так, скажем, что сильнее ударить по струне, тем больше будет и амплитуда колебания и соответственно сила зову ука Сила звука измеряется Белами Десятая доля бела называется децибелом Громкость шелеста листьев равен примерно 10 децибелам, громкий разговор - 70 децибелам, а звук самолета - 100 децибелаелам.

Высота звука зависит от частоты колебаний в единицу времени: чем больше частота колебаний, тем выше звук Голосовые связки образуют звуки от 80 (очень низкий бас) до 1300 герц (выше сопрано, круг оратурне сопрано) Высший голос у женщин объясняется тем, что в них короче и тоньше связьюки.

Долгота звука зависит от длительности звучания

Сила, высота и продолжительность связанные с различными типами словесного ударения в языках Есть языки с силовым (динамическим), тоническим (музыкальным, высотным) и долготных ударением Кроме того, в некоторых языках долгота а является одной из важных особенностей звуков, по которой они противопоставляются и различаются Например, в английском, немецком, чешском и других языках различают длинные и короткие гласныесні.

Особенно важным для звуков человеческой речи является тембр (от фр timbre"колокольчик\") - звуковую окраску Тембр возникает вследствие наложения на основной тон дополнительных тонов, которые выше основного Так ки тона называют обертонами (от нем ober"верхний, высший\") Если основной тон равен 100 герцам, то возникают обертоны в 200, 300, 400 схваткени в 200, 300, 400 герців.

В образовании тембра ведущую роль играет резонатор - пустое тело с твердыми стенками и отверстием определенного размера (для музыкальных инструментов - их корпус, у человека - полость рта, носа и глотки) Сами обертоны являются слабыми, но их звучание может быть усилено резонатором - телом, в котором происходит явление резонансу.

Явление резонанса (фр. resonance от лат resonans"то, что звучит в ответ\") заключается в том, что колебания звучащего тела вызывают колебания другого тела, которое находится в замкнутом пространстве (в пусто сейчас) Так, скажем, громкий звук в горах отражается (резонирует) эхом; если камертон, который звучит, приблизить к другому камертона, то тот также начнет звучатпочне звучати.

Как уже отмечалось, резонатором при создании звуков речи является полость рта, носа и глотки, которая при произношении различных звуков меняет свою форму и объем, что приводит к появлению различных резонаторных тонов, т т.е. образование различных звуков Изменение формы резонаторов, которая усиливает определенный обертон, определяет различия в тембре звука Два звуки могут быть одинаковыми по основным тоном, но разными по темброом.

Звуки речи могут быть разложены на ряд простых колебаний, образующих определенный спектр Характерные признаки спектра, т.е. тона звука, наиболее усугубляются воздействием резонаторов, называют формант тами (от лат formans"такой, что образует\") Форманты, которыми различаются речевые звуки, называют речевыми формантамми формантами.

Кроме речевых формант, выделяют голосовые форманты, которые присущи каждому человеку Голосовые форманты зависят от особенностей речевого аппарата разных людей Они не влияют на различение звуков, но дают возможность различать людей по голосоом.

У каждого человека есть свой тембр, но и каждый звук имеет свой тембр Тембр - это основной параметр звуков, и они (звуки) различаются прежде всего за тембром (речевой формантой)

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы