Навигация
Главная
 
Главная arrow Философия arrow Философия - Данильян ОГ
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

2 Философия Средневековья, ее особенности

Следующим этапом в развитии философской мысли является средневековая философия Средние века охватывают огромный тысячелетний период истории (У-ХУ вв) В Западной Европе условным началом этого периода считаю ют год падения Римской империи (476) 'Для Средневековья в социально-экономическом плане характерно господство феодального уклада, в идеологическом - утверждение христианства как господствующей религии Она пр оникла во все сферы общества, жизни и сознания Поэтому неудивительно, что философии этой эпохи характерна значительная зависимость от религиозного мировоззрения ее представителей В своей основе она теоцентрична, то бы то фактором, определяющим все существующее, здесь не природа ли Вселенная, а Бог, его воля Мир воспринимался как двойное бытие: настоящий (божественный, небесный) и ложный (земной, грешный) мир Этот события л проходит через всю средневековую философию В развитии философии Средневековья можно условно выделить следующие этапы: апологетика (II-III ст) патристика (III-VIII вв) схоластика (IX - конец XIII в) мы стыка (конец XIII-XV вв) XIII-XV ст.)2.

Апологетика

Начинается становление философии Средних веков периодом так называемой апологетики (от греч apologia - защита) В условиях, когда христианство составляло преследуемую меньшинство Римской империи, когда только ового учения смеялись, представители апологетики обращались к римских императоров или широкой общественности с посланиями в защиту христиан В таких обращениях апологеты начали рассматривать и разрабатывать ва жливи мировоззренческие идеи, такие как понимание сущности Бога, характера и содержания божественного творения, природы и сущности веры, соотношение веры и знанияння.

Изначально апологетика разделилась на два направления в вопросе отношения к предыдущей языческой (античной) мудрости: положительный и отрицательный

Сторонники позитивного отношения - Юс плетень Мученик (около 100-165), Афинагор (II в), Климент Александрийский (150-215), Ориген (около 185-254) - считали, что греческие философы шли путем истины, но не мог глу достичь ее, потому что она еще не проявила себя в лице Христа Поэтому философию надо использовать, подчиняя ее теологии, поскольку христианское мировоззрение более истинный, чем предыдущиедній.

Сторонники негативного отношения к античной философии - выдающимся их представителем был Квинт Тертуллиан (около 155-220 pp) - не только осуждали античную философию, но и считали, что греко-римская кул льтура вообще испортила и извратила человека, задавила ее природные наклонности, выстроила в сознании целый мир искусственных ценностей Среди таких ценностей, по мнению Тертуллиана, есть и бесплодна в своей Витона чености наука, и слишком изнеженными искусство, и до края распущена мораль, и аморальная религия Единственный выход из положения заключается в упрощении и возвращении к естественному - христианского состояния мудрствования же ученых и философов на этом пути не только лишние, но и вредные Достичь цели можно через аскезу, самопознания и, самое главное, через веру в Иисуса ХристаХриста.

Патристика

Изменения в общественном состоянии христианства не могли не отразиться на характере его идеологии: отпала необходимость защищаться и доказывать свое право на жизнь, пора указывать путь и вести мир что разрушался, к спасиння1 На изменение активности апологетов пришла деятельность отцов церкви, начался этап патристики (от те pater - отец) Одним из прославленных ее представителей считается Аврелий й Августин, или, в отечественной традиции, Августин Блаженный (354-430) В своих трудах"О граде Божием\","Исповедь\","О Троице"Августин разработал философское учение о свободную волю и считал, что люди на как своеобразный микрокосм сочетает в себе природу материальных тел - растений и животных, разумную душу и свободную волю Душа нематериальна, бессмертна, свободна в своих решениях Философ предпочитал во Лев характеристикам человеческой души перед умственными Отсюда выводилась неоспоримое первенство веры перед разумом (вера предшествует пониманию) и, наконец, утверждался безоговорочный авторитет церкви как ос Танну инстанции в утверждении любой истины Итак, свобода воли, по Августину, не абсолютна Она ограничена божественным предвечным решением, которым Бог одних избрал для спасения и блаженства в Майбах утньому жизни, а других обрек на вечные пытки (в этом суть христианского учения о божественном предопределении) Подобным образом Августин разграничил науку и мудрость Наука подчинена мудрости, ибо н авчае только умению пользоваться вещами, тогда как мудрость ориентирует на познание божественных дел и духовных объектеня божественних справ і духовних об'єктів.

Августин дал принципиально новое, линейное толкование времени в отличие от циклического его толкования, присущего античном мировоззрения Понятие о времени, как движение от прошлого к будущему, а не как постоянное е повторения уже когда-то было, стало основой формирования исторического сознания Но для Августина история - это еще короткий промежуток между двумя"вечности"- созданием мира Богом и"тысячелетние м"Царства Божия на Земле Такое понимание времени было характерно для всей средневековой культурсередньовічної культури.

Существенную роль в утверждении христианского свитомислення сыграли Иероним Блаженный (345-420), что перевел Библию латыни; римский писатель V в Марциал Капелла, выдвинувший идею"семи свободных мисте ецтв", среди которых основой всех знаний выступают первые три - грамматика, риторика и диалектика; Аниций МАТИ Северин Боэций (480-524), произведения которого"О музыке","О Святой Троице","О католическую веру","Утешение философией"достаточно органично сочетали греческую философию с христианским мировоззрением; Флавий Магн Касиодр (477-570), который в своем мажущуюся на юге Италии основал школу, где начались с истематични переводы и переписывание книг и текстов, важных для христианской образованностик і текстів, важливих для християнської освіченості.

В период раннего сформированного Средневековья существовал еще один интересный философ и богослов Иоанн Скот Эриугена (ок 810-877 гг) В своем известном сочинении"О распределении природы"он писал, что все бытие п делится на четыре"природы\": первая - природа не создана, но способна сама творить-Бог, вторая-природа создана и сама способна творить-совокупность першоформ (в платоновском смысле) и действующих причиной н, третья - природа создана и способна творить - мир чувственных вещей Существование мира вещей Эриугена связывает с грехопадением человека, которое и привело к тому, что этот мир отошел от Бога В конечном итоге (на основе расчета) чувственный мир вернулся к Богу, и это состояние бытия характеризует, как указывает Эриугена, четвертую природу - Бога как конечную цель всего, как субстанцию, к которой все повертаеть с до якої все повертається.

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы