Навигация
Главная
 
Главная arrow Философия arrow Философия - Осичнюк ЮВ
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

Человечество

Понятие"человечество"часто употребляется как синоним понятия"общество"Они действительно тесно связаны между собой Однако каждое из них характеризуется своим логическим содержанием Понятие"общество * употребляется нас самперед для обозначения той системы связей и отношений, в которой и посредством которой осуществляется жизнедеятельность людей Поэтому общество нельзя свести к совокупности индивидов Оно характеризует те вз аемозвьязкы, объединяющих индивидов в целостную систему Общество является интегрированным выражением жизнедеятельности всех индивидов во всем богатстве их взаимосвязей Понятие же"человечество"является субъектным бытием сус щества, т.е. оно характеризует общество как субъекта деятельности В этом понятии обращается внимание главным образом не на структуру связей и отношений, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, а на функционирование общества как определенной целостной системы, со своими потребностями и способами их удовлетворенияоволення.

субстанциональной основой человечества, как общественно-экономической формации, цивилизации, культуры есть сущность человека касается сущности человека человечество выступает как ее всеобщее субъектное бытие Это найзагаль ьниший аспект человеческой действительности Вместе с тем, содержание понятия"человечество"содержит в себе весь исторический процесс становления и развития человека Поэтому в зависимости от конкретного исторического этапа общественного ро свитка, понятие"человечество"наполнялось конкретным содержанием Раскрытие содержания этого понятия связано с результатами решения вопроса о процессе перехода от животного к человекюдини.

Не рассматривая этот вопрос во всем его объеме, следует отметить, что в отношении его решения сложились две основные точки зрения относительно возникновения человека Согласно первой точке зрения человек возник в одном м определенном регионе, а уже расселилась по всему земному шару Вторая точка зрения считает, что возникновение человека произошло примерно одновременно в разных регионах Последние достижения науки позволяют предоставить предпочтение второй точке зрения Но даже если согласиться с первой точкой зрения, то все-таки придется признать, что по мере расселения людей между ними лишились непосредственные взаимосвязи Поэтому развитие каждого ной из человеческих сообществ приобретал самостоятельности Общим для всех человеческих сообществ в их становлении, тем, что составляло основу их жизнедеятельности и определяло качественное отличие человека от животного, был п ерехид от животного образа жизни к опосредования удовлетворения жизненных потребностей изготовлением орудий труда, новыми, общественными отношениями, осознанием своего отношения к действительности формированием, пусть примитивной, свободы Короче говоря, во всех случаях происходил процесс становления и развития человеческой сущности В этих условиях индивиды объединялись общностью нового типа жизнедеятельном ости в социум, общину, которая приобретала значение не только объединение индивидов, но и значение целостного субъекта социальной деятельности Общность нового образа жизни индивидов позволяет сделать ф и вывод, что на Земле возникла качественно новая система живого - человек В этой связи понятие"человечество"употребляется для обозначения существования на Земле множества сообществ, жизнедеятельность которых имеет единую осно ву Следовательно, здесь человечество предстает как суммативные целое, в рамках которого, даже при отсутствии взаимосвязей между различными регионами, оказывается общность жизнедеятельности всех отдельных социумов При этом главным а внимание акцентируется на том, что каждая из этих сообществ выступает как обобщенный субъект социальной деятельности В рамках каждого сообщества начинают формироваться потребности, в которых в интегрированном виде нач ебто снимаются жизненные потребности индивидов От удовлетворения этих общих потребностей зависит возможность обеспечения жизнедеятельности индивидеості індивідів.

Человек, возникнув при определенных условиях, вынуждена была, с одной стороны, приспосабливаться к ним, а с другой - изменять эти условия в соответствии со своими потребностями Активная деятельность человека все более усиливала ася, становилась разнообразной Значительно усилились диференциацийни и интеграционные процессы На их основе стали укрепляться взаимосвязи между различными сообществами, в основе которых лежит процесс производства Проц эс становления человека приобретал все глобального характера Устанавливались взаимосвязи не только между ограниченными сообществами, но и между регионами, между материками Особую роль в этом процессе сыграл р азвитие общественного характера производства Известно, что сущность общественного характера производства заключается в переплетении, усилении взаимосвязей между всеми отраслями и сферами производства в преобразовании его в единый производственный процесс Возникнув как взаимосвязь между сферами и отраслями производства в рамках определенных регионов, он, по мере развития средств коммуникативных связей, начал превращаться в мировой процесс Развитие общественного характера производства обусловил развитие интегративных связей в сфере общественных отношений, духовной жизни общества, в сфере творческого, преобразовательного ставят ния человека к действительности В этой связи наметилась тенденция превращения всего общества в единую целостную систему Особенно важную роль в этом процессе стала играть появление потребностей, для удовлетворения ние которых возникла необходимость в объединении усилий всех людей, потребностей общества как целостной системы Эти потребности были рождены в результате активной производственной деятельности человека, в результате быстрых в итрат природных богатств, в результате разрушения человеком окружающей среды Эти потребности превратились в глобальные проблемльні проблеми.

Необходимость решения глобальных проблем обусловила усиление интеграционных связей в мировом масштабе Эти интеграционные связи охватывают все сферы жизни Но особое значение в этом плане приобретает является развитие науки, которая призвана решать не только актуальные проблемы жизни, но и глобальные проблемы Правда, в последние десятилетия наметилось различное отношение к использованию достижений науки в життед ияльности общества Это особенно связано с тем, что некоторые новейшие открытия используются с целью не обеспечение удовлетворения потребностей людей, а для создания средств массового их уничтожения Кроме того, развитие науки, воплощенный в научно-технический прогресс, находит свое выражение в росте безработицы, безудержном ускорении затрат природных богатств Поэтому многие исследователи рассматривают научно-технического ный прогресс как главное средство разрешения противоречий общественного развития, другие - в научно-техническом прогрессе видят угрозу существованию человечества Такое противоречивое отношение к научно-техническому прогр рес нашло яркое выражение в работах Римского клуба, в докладах которого уделяется первостепенное внимание решению вопросов настоящего и будущего человечества Так, в семидесятые годы в докладах Римского клуба основная ставка в решении глобальных проблем делалась на научно-технические средства В последующие же годы научно-технические предложения все больше стали дополняться социально-этическими, обращенными как к обществу в целом, так и к отдельному индивиду На первый план стали выдвигаться задачи изменения самого человека, его сознания, проблемы морали, образования, стали рассматриваться как предпосылки и условия сус пильного развития, включая научно-технические и социальные аспектні аспекти.

В глобальных проблем сейчас привлечено внимание не только социологов, философов, проповедников, государственных деятелей, но и большинства людей, увидели опасность бесконтрольного использования достижений науки и и техники в интересах ограниченных групп людей Во всем мире растет осознание необходимости поиска подходов к решению глобальных проблем Это связано с тем, что обострение этих проблем касается др. Тереса всего человечества и требует для своего решения совместных усилий международного сообщества Всем становится очевидно, что в современных условиях решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одной д ержавы или группы государств нельзя Для этого необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, сотрудничество, в котором будут использованы все новейшие научно-технические достижения, политические, эконом Ичне, моральные возможности человечествства.

Обострение глобальных проблем влияет на перспективы общественного развития, на будущее человечества Это влияние нашло свое выражение в том, что уже сейчас над человеком нависла смертельная угроза самоуничтожения Пр риродно, что в этих условиях все больше растет осознание необходимости предотвращения этой угрозы Осознавая, что человек сам, своим умом создала эту угрожающую ситуацию, она вынуждена искать пути для выхода из экологического кризиса, сложившегосяася.

Но глобальные проблемы касаются не только отношение человека к окружающему миру Они охватывают и внутреннюю жизнь современного общества Дело в том, что в современном мире происходят изменения, ч оказывают влияние на жизнедеятельность каждого отдельного человека, на осознание ею своего места в мире, на понимание целей и смысла жизни Ускорение научно-технического прогресса, преобразования всеобщей наук овой труда на главную производительную силу, переплетение различных отраслей и сфер производства в единый общий производственный процесс выдвигают новые требования перед индивидом, который должен овладевать достижения н аукы и техники, чтобы иметь возможность участвовать в жизнедеятельности общества Следует отметить, что по мере того, как происходит процесс становления совокупного субъекта трудовой деятельности, возникает потребности ба в выработке общечеловеческих норм и принципов общежития, норм и принципов поведения человекдини.

Характерной чертой современного этапа развития общества является усиление внимания к проблемам человека, развития его способностей В различных мировоззренческих, идеологических и политических концепциях значительное место занимают о облемы гуманизма И хотя гуманизма даются разные, а иногда и противоположные трактовки, неоспоримым является то, что решение общечеловеческих проблем становится жизненно важной потребностноою.

Сама логика исторического развития общества показывает, что они вступили в полосу таких интеграционных преобразований, под воздействием которых происходит процесс становления мирового сообщества Именно это спивто овариство вынуждено решать все проблемы, связанные с настоящим и будущим человека, с развитием общества и лица, с взаимосвязями между обществом и природой Тем самым общество предстает как общий субъект социальной деятельности, как человечество В этом плане человечество приобретает как бы относительную самостоятельность и выступает как некий императив, которому должны подчиняться люди в решении своих насущных их проблем Жизнедеятельность человечества превращается в специфическую ноосферу, в которой человеческий разум, как некий абсолют, определяет общие основы целеполагательный деятельности людиюдей.

Таким образом, человечество является одной из общих форм проявления человеческой сущности, одной из форм человеческой действительности

В заключение можно сказать, что общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество есть не что иное, как различные формы проявления и бытия человеческой сущности, формы человеческой действительности Общей их субст танциональною основой является сущность человека И каждая из этих форм раскрывает определенную сторону человеческой сущности Они все между собой неразрывно связаны как разные стороны одного целого Поэтому следует не противопоставлять их друг другу и не отождествлять друг с другом, а необходимо выявить качественную определенность каждой из них, потому что они только вместе дают представление о человеческой действительности в ее целостности При анализе их взаимо связи следует помнить, что общественно-экономическая формация отвечает на вопрос о том, как устроено общество, его структура, какой механизм взаимосвязи между структурными элементами; цив илизация раскрывает нам организационно-регулятивный аспект человеческой действительности и позволяет понять проблемы, связанные с взаимоотношениями между социальными субъектами, между обществом и личностью; культура вступление ае как социально-деятельный аспект человеческой действительности и раскрывает человеческую жизнедеятельность как процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс создания и воспроизводства человека, и, наре Шти, человечество предстает как общий субъект, как интегрированный выражение всех сторон жизнедеятельности общества, как целостное проявление и бытия человеческой сущностиності.

Таким образом, человек, как исходная посылка философского осмысления действительности, должна рассматриваться в диалектике сущности и действительности и логика анализа должна осуществляться как восхождение от абстрактного к конкретному, от раскрытия сущности человека в ее самом общем абстрактном определении к человеческой действительности во всем богатстве ее конкретных форм Эта действительность и является миром бытия человекни.

 
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы